Добро и зло — этические понятия, которые представляют собой основное мерило нравственности человеческой жизни, показывают полярность мыслей, чувств и поступков людей. Добро и зло связаны с духовным опытом человека, благодаря которому они и определяются в своем качестве. Эти категории стали основой развития морали и системы моральных ценностей.
Добро — этическое понятие, которое выражает положительное значение явлений и событий в их отношении к идеалу как высшей ценности.
Зло символизирует все то, что отдаляет от нравственного идеала и ведет к безнравственности.
В историческом развитии этических учений формировались разные подходы к рассмотрению проблемы абсолютности или относительности существования в мире добра и зла. Дуалистический подход к этой проблеме принадлежит манихейству, основанному персом Мани в III в. как соединение различных религиозных направлений.
Манихейство — учение, которое рассматривает добро и зло как два самостоятельных и противоборствующих начала мира. В этой борьбе происходит постоянное смешение обоих начал. Поэтому в мире не существует абсолютного зла или абсолютного добра. Сила их действия равноценна. Но попытки определить эти категории через отношение к Божеству привели к их более точному значению.
Большинство религиозных учений, в том числе христианство, мусульманство и буддизм, придерживаются мнения об абсолютности в мире добра и относительности зла. Добро — абсолютное мировое начало или Божество, к которому ведут добродетельные поступки людей. Зло — отпадение мира от Божества в результате порочных действий людей.
B.C. Соловьев полагает, что нравственное добро — все, что совершается по долгу и имеет всеобщий характер: «Нравственное добро определяется по разуму как правда (в широком смысле), или как должное по отношению ко всему». В то же время добро — это все, что служит благом для индивида. В идеале добро и благо неразделимы: «По общему понятию добро и благо должны бы покрывать друг друга — второе должно бы быть прямым. всеобщим и необходимым следствием первого — представлять собой безусловную желательность и действенность добра» (B.C. Соловьев). В действительности же они разделены: добро — теоретически обусловленное идеальное требование, а благо, отделенное от добра, превращается в благополучие.
Поэтому добро рассматривается и как абсолютное, и как относительное начало индивидуального существования личности:
- добро в абсолютном значении — вечное и действительное совершенствование человека в Боге. Оно осуществляется в сознании человека как возможность и в историческом процессе совершенствования общества как действительность;
- добро в относительном смысле — проявление доброй воли по отношению к другому человеку. Добро преследует своей целью достижение настоящего блага, которое может дать человеку полноту жизненного удовлетворения. Оно осуществляется в отношениях сострадания и жалости, которые позволяют увидеть в другом человеке сродное существо.
Зло и добро взаимоопределяются по следующим причинам:
- познаются друг через друга;
- противостояние злу невозможно без знания о добре;
- они противоположны друг другу и утверждаются через отрицание своей противоположности.