Диалектический материализм
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
- основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
- материя находится в постоянном движении и развитии;
- Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
- важным фактором развития является практика — преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
- развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Исторический материализм
Суть исторического материализма в следующем:
1. на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
2. производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
3. указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
4. базис и надстройка взаимно влияют друг на друга: в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации:
- первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);
- рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);
- азиатский способ производства — особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей — земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);
- феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);
- капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);
- социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
5. рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
6. уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.