Grandars.ru » Философия » Теория философии »

Деятельность человека в философии

Специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру, связанной с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека, является его деятельность. Именно эта активность и отличает человека от других живых существ. Поэтому человека иногда и определяют как homo agens (человек деятельный).

Элементы

Деятельность в обществе предстаёт как целостная система, имеющая сложную структуру с различными элементами.

В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие:

  • субъект с его целями, мотивами, потребностями, ценностями, знаниями и навыками;
  • объект (некоторый фрагмент объективного мира, которому противостоит человек в его деятельности);
  • цель;
  • средства;
  • результат (продукт) деятельности.

Дадим краткую характеристику основных элементов деятельности.

Субъект, в этом качестве может выступать и отдельный человек, и определённая социальная группа, организация, а в самом широком смысле слова — человечество. Человеку как субъекту присущи самосознание, он усвоил определённые программы деятельности, нормы нравственных и эстетических оценок. В понятии субъекта выражается субъективность человека, то есть уникальность, определяющая качественное отличие каждого субъекта от других субъектов.

Объект — это то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Один и тот же объект может быть объектом различных видов познавательной деятельности.

Цель — это прототип, прообраз предполагаемого результата. Сознательно формируемая цель является основанием деятельности. Только человек, пожалуй, способен создавать идеальные модели результатов (продуктов) своей деятельности.

Средства, каждый вид деятельности предполагает использование специфических для него средств деятельности, то есть того, с помощью чего она осуществляется. Производственная деятельность предполагает использование техники, научная — аппаратуры для экспериментов и так далее.

Результат — это то, что создаётся в результате деятельности. В процессе деятельности её объект с помощью привлекаемых средств деятельности преобразуется в соответствующий продукт. Это то, что человек получает благодаря своей созидательной активности.

Каждый вид деятельности создаёт специфический для неё продукт. Так, продуктами материально-практической деятельности являются самые различные сотворённые руками людей материальные ценности — архитектурные сооружения, технические устройства. Продуктами научно-познавательной деятельности выступают систематизированные знания о мире. В качестве продуктов духовной деятельности могут быть представлены оригинальные идеи, художественные произведения, картины. Продуктами социально-политической деятельности являются новые политические концепции.

Важнейшую роль в процессе деятельности играют её мотивы — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. В процессе становления и развития человека происходит постоянное развитие мотивов его деятельности, изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность.

Итак, деятельность присуща только человеку (поведение — и человеку, и животным). Существуют разнообразные виды деятельности.

Виды деятельности

Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам, выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах общественной жизни.

Материальная деятельность связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. Она включает в себя материально-производственную трудовую деятельность, социально-преобразовательную деятельность (политическую и правовую). Она направлена на преобразование не только природы, но и общества.

Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных, научных и нравственных ценностей. Она включает в себя познавательную деятельность человека, осуществляемую в форме как житейского познания, так и научного и художественного.

В каждом из видов деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей.