Философия Демокрита и Левкиппа


Левкипп

Известно, что основы атомизма сформулировал Левкипп. О Левкиппе сохранилось очень мало информации. Известно достоверно, что его учеником и последователем, продолжателем его идей был Демокрит. Часть жизни Левкипп прожил в Милете, затем жил в Абдерах, где основал свою школу атомистов и в 440 г. до н.э. начал учить атомизму 20-летнего Демокрита, развитие и становление которого произошло под непосредственным влиянием Левкиппа. Левкипп является автором трёх новых положении в философии Древней Греции:

  • Существует абсолютная пустота.
  • Существуют мельчайшие неделимые частицы — атомы, — движущиеся в пустоте.
  • В мире господствует не судьба, а абсолютная необходимость.

Демокрит

Демокрит (460-400 (370) гг. до н.э.). Родился в Абдерах. С целью приобретения знаний путешествовал и провёл достаточно много времени в Малой Азии, Египте, Персии. Считается очень плодовитым автором — перечень написанных Демокритом произведений насчитывает 70 названий, но, к сожалению, ни один из многочисленных трудов Демокрита не сохранился. Поэтому о взглядах Демокрита мы можем судить только по свидетельствам, которые содержатся в трудах других философов.

Слово «атом» современным человеком понимается не так, как оно воспринималось в древнегреческой философии, и чтобы лучше понять учение атомистов, необходимо отвлечься от этих современных представлений об атомах.

Итак, по мнению Левкиппа и Демокрита, материя складывается из атомов (атом в переводе с древнегреческого означает неделимый), или малых, невидимых, различного размера и веса частичек. Между атомами нет различий качественных, а только количественные. Различаются атомы формой, порядком и положением. Число форм атомов ограничено, а число атомов — безгранично. Например, как из ограниченного числа букв древнегреческого алфавита можно создавать и комедии, и трагедии, и философские произведения, так и из ограниченного числа форм атомов возникают и стихии (вода, огонь, земля, воздух), и многочисленные вещи, а также различные их свойства и состояния. Возникновение вещей — это соединения атомов, а гибель вещей — распад атомов.

Атомы неизменны, вопреки тем представлениям, которые существуют у людей, которые ориентируются на данные собственных восприятий. Атомы ни тёплые, ни холодные, ни сухие, ни влажные, ни белые, ни чёрные и вообще не обладают никакими качествами. Естественное состояние атомов — движение, под которым атомисты понимали их перемещение и кружение во всех направлениях, похожее на движение пылинок, которые мы можем видеть в луче солнца. Это движение атомов происходит в пространстве (пустоте).

Проследим мысль Демокрита, обосновывающую этот тезис. Согласно Демокриту, совокупность атомов образует то, что может быть обозначено как «бытие». Однако существует ещё и небытие — это пустота, пространство. Демокрит приводит два аргумента, два доказательства того, что небытие (пустота, пространство) существует.

  • Если бы не было пустоты, то невозможно было бы движение атомов, а это неотъемлемое, атрибутивное свойство атомов.
  • Если бы не было пустоты, то невозможно было бы развитие и рост живых существ.

Если существует неисчислимое количество атомов различной формы (круглых, острых, с дырками, с крючками), которые могут соединяться друг с другом различным образом, то вполне закономерен вывод Демокрита о том, что существует много миров, которые отличаются друг от друга и которые возникают, развиваются и гибнут без конца. Единая причина их возникновения — атомы, движение и пустота.

В учении о человеке Демокрит утверждал, что тело человека, как и все другие вещи, возникает как результат соединения атомов. Таким же образом возникает и душа человека. Душа, дающая телу жизнь, возникает из атомов особого рода, отличных от других атомов: они круглые, гладкие, подвижные, меньшие по размеру.

Через дыхание все атомы огненной природы, которым удалось отлететь от тела, постепенно возвращаются в него. Когда дыхание прекращается, все эти атомы огненной природы распадаются.

Учение Демокрита — исторически первая философская материалистическая система, и поэтому существует достаточно аргументированная позиция в истории философии, согласно которой считается, что весь последующий материализм — это продолжение «линии Демокрита» в философии.