Антропология - учение о человеке
Grandars.ru » Философия »
« вернуться Теория философии

Проблема человека в философии

Проблема человека - традиционно одна из центральных в философии.

Человек - биосоциальное существо, способное к аналитическому мышлению, созданию и использованию орудий труда, которое обладает определенной сущностью, отличающей его от всего окружающего мира.

Человек имеет биологические и социальные признаки, которые в равной мере определяют его поведение и процесс самоидентификации.

Антропосоциогенез

Антропосоциогенез - это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными.

Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы. Антропосоциогенез - процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека.

На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация».

Также тема «Проблема человека и общества» рассматривается в разделе обществознание:

Сущность человека

Сознание. Деятельность. Аксиология.

Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих четырёх аспектах:

Управление инстинктами (социальные запреты - табу, напр. «не убий», возникновение семьи и частной собственности);

Целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование являются главной отличительной чертой человека от мира животных);

Раздел философии, изучающий ценностный аспект человеческой деятельности, называется аксиологией (от греч. ценность). Аксиологический аспект характеризуется поиском смысла деятельности.

Антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное - головного мозга);

Развитие сознания (человеческое сознание - это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).

Кратко о проблеме сущности человека в философии

В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.

Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека.

Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления.

Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек - это единство трех основных начал:

  • биологического;
  • социального;
  • психического.

Таким образом, человек - это биопсихосоциальный феномен.

Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).

Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Первые представления о человеке возникли задолго до появления самой философии. Люди представляли себе происхождение человечества и его место в окружающем мире в философских и религиозных формах.

Большое внимание проблеме человека уделялось в древнекитайской и древнеиндийской философских традициях. Так, например, китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям.

В античной философии человек рассматривался как составная часть мироздания, космоса. Жизнь человека получает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе - следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек - это мера всех вещей», - утверждали древнегреческие софисты.

Для выдающегося древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял собой внутренний мир человека. Ученик Сократа Платон развил учение о человеке как о двойственном существе, имеющем бренное тело и бессмертную душу. Аристотель писал о том, что человек - существо «политическое», т.е. существующее только в полисе, в сообществе людей.

Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением.

В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего его мира. В Новое время формируется понимание человека как субъекта познания. Здесь становится возможным крайность субъективизма - утверждение о том, что мир не существует вне нашего восприятия и представления о нем.

В философии XX в. распространяется представление о человеке как о существе, чье существование предшествует сущности. Это означает, что нет раз и навсегда определенных представлений о том, каким должен быть человек. Каждый человек в ходе своей жизни делает свой выбор, каким образом он будет человеком.

Проблема личности в философии

Личность - социальная характеристика человека, определяющая возможности его пребывания в обществе и функционирования в нем как полноправного члена.

Индивид - типичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность - совокупность индивидуальных (не социальных!) качеств человека, которые выделяют его в среде себе подобных.

В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид - это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность - это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности.

При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина - антропология.

Проблема личности в философии - это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро.

Смотрите также по теме «Антропология - учение о человеке»