Проблема бытия и небытия

Проблема бытия (происхождения первоначала) — это вопрос соотношения бытия и небытия.

Бытие (нечто) — наиболее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Небытие (ничто) — противоположное бытию понятие, характеризующее отсутствие чего-либо, бытия вообще.

Соотношение бытия и небытия в истории философии имеет следующие решения.

Онтологизм

Философия бытия (онтологизм) утверждает, что абсолютно только бытие, а небытие вторично, относительно.

Абсолютного небытия не существует. Формула философии бытия: из ничего не возникает нечто. Крайних взглядов придерживался Парменид, считавщий, что существует только бытие, небытия нет, так как оно немыслимо (нелепо утверждать, что несуществующее существует).

Западная философия в целом стоит на позициях философии бытия. В метафизической философии небытие отождествлялось с пустотой, пространством. В диалектическом материализме небытие относительно, а пространство есть форма существования материи.

Нигилизм

Философия небытия (нигилизм) проблему решает противоположно: небытие рождает бытие. Девиз: «Все из ничего».

В средневековой философии сторонники отрицательного (апофатического) богословия отождествляли Бога и ничто, а всякое нечто рассматривали как самоограничение Бога. В XX в. экзистенциалисты Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер считали, что основанием бытия является ничто. Крайней точкой зрения в этой парадигме является позиция абсолютного нигилизма, который отрицает наличие бытия. Так, древнегреческий философ Горгий говорил, что «все существующее не существует». Индийский философ-буддист Нагарджуна (направление «махаяна») метафизически отождествлял существование и несуществование: «Весь мир есть пустота (шунья)».

Философия бытия-небытия. Согласно этой промежуточной концепции первоначалами являются и бытие, и небытие.

Демокрит метафизически использовал понятие небытия (пустоты), чтобы объяснить движение — это место для перемещения атомов (бытия). Атомы ниоткуда не произошли, так как существуют вечно. Небытие не оказывает никакого влияния на бытие.

В даосизме Дао стоит над бытием и небытием — это все и ничто одновременно. Об их взаимосвязи в «Дао Дэ Цзин» диалектически высказался основатель учения Лао-цзы: «Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга...». Сходная позиция в буддизме, хотя Будда вопрос о первоначале считал пустым. Позиция буддизма направления «хинаяна» (отвергает существование Бога) в целом диалектическая: Вселенная является «бесконечным процессом отдельных элементов материи и духа, появляющихся и исчезающих, без реальных личностей и без постоянной субстанции...».

Немецкий философ-идеалист Г. Гегель полагал, что бытие и небытие тождественны друг другу. С его точки зрения, в основе мира лежат две исходные логические формы — чистое бытие и чистое ничто. Диалектический материализм отвергает как существование абсолютного бытия и абсолютного небытия, так и понятия чистого бытия и чистого небытия.

Решение проблемы бытия, как и проблемы первоначала в целом, зависит от метода. Основными рациональными методами являются метафизический и диалектический. Логика решения проблемы бытия заключается в том, что метафизического решения нет: абсолютного небытия нет, так как невозможен переход абсолютного небытия в бытие. Действительно, бытие уже существует, а чтобы его породить, абсолютное небытие должно содержать причину бытия, т.е. не быть таковым (абсолютным). Метафизический подход ведет к идеализму (порождение бытия абсолютным небытием можно объяснить только как результат божественного чуда) или иррационализму (например, согласно Солодухо, порождение бытия небытием необъяснимо).

0.059 сек.