Буддизм в России
Grandars.ru » Философия » Религия »
« вернуться Буддизм

Буддизм в России

Буддизм в России

На территории России буддизм является основной религией в Бурятии, Калмыкии, Туве. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться в разные периоды Средневековья, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла на правах протектората Тува, народы которой исповедовали буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы гелукпа.

Наиболее равномерно развитие буддизма проходило в Бурятии. Во многом этому способствовало создание системы непрерывного буддийского образования. Первый монастырь - дацан - был основан в 1730-х гг. Это был Цонгольскии (Хилганту Иски и) дацан.

В 1741 г. указом Российской императрицы Елизаветы Петровны буддизм был принят в качестве государственной религии. В 1764 г. настоятель Цонгольского монастыря Дамба Даржа Заяев был утвержден в звании Пандито Хамбо ламы - главного духовного деятеля. руководителя всех дацанов Восточной Сибири и Забайкалья.

В 1809 г. главной резиденцией Пандито Хамбо ламы становится Тамчииский дацан на берегу Гусиного озера в Бурятии и остается таковым до 1937 г. Фактически дацаны были своеобразными университетами, в которых изучались тибетский и монгольский языки, санскрит, буддийская философия, тибето-монгольская медицина, астрология, развивалось книгопечатание, иконопись, культовое зодчество. Здесь сформировалась русская востоковедческая школа. Известные востоковеды Ф.И. Щербатский, С.Ф. Ольден- бсрг, Б.Б. Барадайи, Г. Цыбиков и др. черпали материалы для своих исследований в монастырских библиотеках.

Большую роль в развитии буддизма в России сыграл лама Ас'ван Доржиев. Доржиев добился разрешения на строительство буддийского храма в Петербурге, которое было завершено в 1913 г., и в том же году состоялась первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Этот храм стал первым буддийским храмом, построенным в Европе.

После революции 1917 г. начались преследования религиозных деятелей, в результате которых были уничтожены, сожжены и разграблены все дацаны, представители духовенства сосланы или расстреляны, калмыцкая автономия ликвидирована, а народ выслан в Сибирь.

После 1943 г. Сталин смягчил свое отношение к религии, что сказалось и на положении буддизма. Учитывая патриотическую позицию бурятских буддистов в период Великой Отечественной войны, бурятам разрешили воскресить дхарму. В мае 1945 г. в Улан-Удэ было созвано Совещание буддистских деятелей Бурят-Монгольской АССР, которое приняло Устав Духовного Управления буддистов и положение о буддийском духовенстве в СССР. Верховным органом буддийской церкви стало Центральное Духовное Управление буддистов СССР (ПДУБ) во главе с председателем Пандидо Хамбо ламой. Его резиденцией стал новый храм Хамбин сумэ (Иволги некий дацан) в 30 км от Улан-Удэ, а первым главой буддистов был избран Лобсан-Нима Дармаев. Вскоре был открыт Агинский дацан в Читинской области.

В 1963 г. на пост Пандидо Хамбо ламы был избран Ж.Д. Гомбо- ев. который много сделал для установления связей буддистов России с буддистами других стран, для международного признания буддийской конфессии СССР. Благодаря его усилиям в 1970 г. в Улан-Баторе был открыт Буддийский институт, который должен был готовить кадры священнослужителей для Монголии и Бурятии. Пятилетняя программа подготовки включала, помимо традиционных буддийских дисциплин, английский язык и основы марксизма.

По инициативе Гомбоева в 1975 г. была создана Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ), штаб-квартира которой находится в Улан-Баторе. В июне 1979 г. проездом на V генеральную конференцию буддистов (АБКМ) впервые в истории Бурятию посетил Его Святейшество далай-лама XIV, глава буддистов Тибета. После этого далай-лама посещал Россию еще несколько раз. Каждый его приезд собирает тысячи верующих.

С 1990-х гг. начинается новый период в истории буддизма в России. Возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Туве, Калмыкии. В 1993 г. в Россию прибыла первая группа учителей из Индии, российские студенты направляются на учебу в буддийские учебные заведения Индии. В 1995 г. новым Хамбо ламой был избран Дамба Аюшеев. Позднее был принят устав, в соответствии с которым ЦДУБ РФ было переименовано в Буддийскую Традиционную Сангху России (Сангху России).

Во всех трех буддийских республиках возрождению буддизма оказывается государственная поддержка. В Калмыкии буддизм вместе с христианством даже объявлен государственной религией. Развиваются разные формы буддийского образования, публикуются буддийские книги на русском языке, начал издаваться первый буддийский журнал «Буддизм России».

В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного дчя России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление «Великое совершенство» (тиб. - дзонгнен). Дзонгчен доводит до логического завершения традиционную буддийскую идею о том, что в каждом из нас есть природа Будды, а самые талантливые могут мгновенно осознать, что являются буддами.

Нельзя не упомянуть и о таком скандально известном направлении японского буддизма, как ЛУМ Сенрикё, получившем распространение в России в 1990-х гг. Эта направление, возникшее в Японии в 1987 г., в России было зарегистрировано в 1992 г. Только в Москве существовало шесть центров, которые имели свои отделения в Астрахани, Белгороде, Владикавказе, Волгограде, Красногорске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Уфе и других городах. Организация широко рекламировала свою деятельность, в се владении были издательства, право вещания на радио- и телеканалах.

Лидером и организатором этого направления был японский предприниматель Сёко Асахара. который обещал приводить своих адептов к просветлению в рекордно короткие сроки. Однако известность эта секта получила по другой причине. Сёко Асахара вычислил, что 1 августа 1999 г. наступит конец света, к которому в рамках секты осуществлялась тщательная подготовка. Для этого создавались заводы по производству оружия массового уничтожения — химического, бактериологического. Велись также работы по применению атомной энергии отнюдь не в мирных целях. В июне 1994 г. и в марте 1995 г. члены секты совершили ряд террористических актов в разных городах Японии. В мае 1995 г. после проведения следственных мероприятий Сёко Асахара был арестован. деятельность секты запрещена. В первой половине 1995 г. была запрещена деятельность секты и на территории России, на ее имущество наложен арест. Однако осталось много приверженцев этого учения, которые перешли на конспиративную работу, называя себя буддистами, однако традиционный буддизм отвергает многое из того, чем занималась эта секта: миссионерскую работу по привлечению верующих; организацию отдельных групп верующих, религиозных группировок. Используя методы психологического воздействия, главари секты подавляли волю новообращенных адептов, чем наносили непоправимый ущерб здоровью. Секта признана тоталитарной, и ее деятельность повсеместно запрещена.

Приведенные факты говорят о том, что необходимо осторожно относиться к пропаганде новых религиозных идей. Нередко под вывеской религиозности распространяются антигуманные идеи, преследуются враждебные человечеству цели.