Халифат после смерти Мухаммеда

К концу жизни Мухаммеда образовалась исламская теократическая держава, охватывающая почти весь Аравийский полуостров. Формально все население полуострова было мусульманским, но фактически многие не понимали, чего требует эта религия. Были и такие группы, которые составляли оппозицию исламу.

Халифы

Форма религиозно-политического правления во вновь возникшем общеарабском государстве была предопределена тем, что вся светская и религиозная власть находилась в руках Мухаммеда. Это оправдывалось его личным статусом пророка. После его смерти положение оставалось тем же, ибо его преемники стали «халифами», т.е. заместителями пророка, исполняющими его должность.

Первым халифом был избран Абу-Бекр — старейший сподвижник Мухаммеда, отец его жены Айши. Его правление было недолгим — с 632 по 634 г. За это время были урегулированы внутренние смуты в Аравии и дан старт знаменитым арабским завоеваниям. После того как вся Аравия оказалась покоренной, перед халифатом встал вопрос о дальнейших завоеваниях. Необходимо было найти применение активности племен, объединить их не только принципом единой веры, но и объектом действия. Идеологически это выглядело как проповедь богоугодного дела обращения неверных.

После смерти Абу-Бекра в 634 г. вторым халифом стал Омар, которого избрал своим преемником сам Абу-Бекр. За десять лет своего правления он добился огромных успехов. Используя слабость и раздоры внутри сасанидского Ирана, он отвоевал у него Месопотамию и присоединил к своим владениям Закавказье и территорию собственно Ирана. Активные действия против Византии привели к завоеванию Сирии и Папестины. а в 639 г. к халифату был присоединен Египет. Во время правления Омара произошло становление администрации нового государства. В 639 г. Омар ввел новый мусульманский календарь, состоящий из 12 лунных месяцев. За начало летосчисления была взята дата 12 июля 622 г. — первый день первого года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В 644 г. Омар был убит рабом-иранцем.

Воцарившийся после смерти Омара Осман, тоже ближайший подвижник Мухаммеда, продолжил завоевания. Осман был из мекканского рода Омейядов и способствовал возвышению своего рода, представители которого вскоре заняли все доходные должности в халифате. Это вызвало появление большого количества групп, недовольных правлением Османа, главным образом сторонников Али — зятя пророка, мужа его дочери Фатимы. Они получили наименование шииты (от шиа — группа, секта). В 656 г. толпы шиитов, собравшиеся в Медине под видом паломников из Египта, Месопотамии и других районов халифата, ворвались во дворец Османа и убили его. Халифом был провозглашен Али. Однако с этим не согласились многие сторонники Омейядов. Они объединились вокруг Муавии — наместника Сирии, который отказался подчиниться Али. Это привело к расколу халифата. Али не смог оказать Омейядам достойного сопротивления, так как среди его сторонников начался раскол — выделилась группа недовольных нерешительными действиями Али мусульман, которая стала именоваться хариджитами (вышедшими). В 661 г. Али пал от кинжала хариджита, вместе с ним от руководства халифатом ушли шииты. Новым халифом стал Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г. Муавия перенес столицу халифата в Дамаск; Мекка и Медина остались религиозными центрами, объектами почитания и паломничества.

Арабские завоевания VII-VIII вв.

Большое число завоевательных войн позволило халифам меньше чем за 100 лет создать государство, превосходившее по своим размерам Римскую империю. За это время арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII-VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, часть Грузии, совершали набеги на Хазарию. В начале VIII в. наместники халифа, подавив ряд восстаний, присоединили к халифату почти всю Среднюю Азию, достигли рубежей Индии и Китая. В северной Африке к халифату были присоединены Ливия, Тунис, Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и вторглись во Францию, где в битве при Пуатье их продвижение было остановлено.

Завоевания арабами других стран шло параллельное исламизацией завоеванных народов. Распространение ислама достигалось различными средствами. В районах, где обитали родственные арабам семитские племена — в Месопотамии, Сирии, Палестине, — исламизация свелась к арабизации. Местное население с помощью ислама было легко ассимилировано и вскоре фактически стало арабским по языку, культуре и этническим признакам. Несколько сложнее, хотя тоже успешно, шел процесс в Ливане и Египте, в государствах северной Африки, где довольно прочно успело пустить корни христианство. Здесь местное население также было ассимилировано, местные языки и культуры были замещены арабским языком и исламской арабской культурой.

В тех же странах, где арабов было немного — в Иране, Афганистане, Закавказье, Средней Азии, Испании, — исламизация шла за счет экономических привилегий. Все земли в халифате были объявлены государственной собственностью, причем от имени государства ею распоряжался халиф, а на местах — его наместники в завоеванных районах — эмиры. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекался в казну халифа. Мусульмане должны были платить ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать — джизию. Торговая пошлина для мусульман также была льготной — 2,5% против 5% для остальных. Такая экономическая политика была мощным стимулом для исламизации покоренных народов. Однако в 700 г. халифат ввел ограничения и усложнения перехода из других религий в ислам. Был принят закон, по которому переход не избавлял бывших иноверцев от причитавшихся с них податей и не уменьшал количество налогов. Таким образом, материальный стимул к исламизации у покоренных народов был подорван. Арабы по происхождению занимали в халифате привилегированное положение. Даже принявшие ислам, иноплеменники не могли занять одинаковое положение с арабом. Они были мавла — клиент, покровительствуемый тем или иным арабом. Это положение не менялось, даже если иноплеменник имел особые заслуги перед халифатом. Например, бербер Тарик, под командованием которого был форсирован Гибралтар (название пролива произошло от его имени) и одержаны основные победы, приведшие к покорению Испании, был крупным военачальником, однако при этом оставался мавла чистокровного араба Мусы, который нередко подвергал его телесным наказаниям.

Принятие ислама влекло за собой резкое изменение исторически сложившихся культурных традиций. Исламизация трансформировала и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата. Ислам и его нормы определяли дальнейшее развитие культуры исламизированных народов.

Власть Омейядов в халифате пала в 750 г., они сохранили свое положение только в Испании, где был образован Кордовский халифат. На смену Омейядам пришли Аббасиды, которые перенесли столицу в Багдад. Основной целью власти стали не завоевания, а сохранение завоеванного. Со временем наместники-эмиры обособлялись от халифата и становились наследственными правителями. К середине X в. под властью халифа остался лишь Ирак.

В начале XI в. у халифата появилась новая угроза — турки-сельджуки, которые завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, турки осели в Малой Азии. Однако в начале XIII в. государство сельджуков распалось под ударами крестоносцев. В это же время начинаются нашествия монголов, под ударами которых халифат Аббасидов окончательно распался. Под властью монголов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии.

В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое турецкое государство бея Османа. В короткое время турки захватили большую часть Малой Азии. Во второй половине XIV в. они вторглись на Балканы и завоевали значительную их часть. Завоевания турецких султанов были приостановлены армией Тимура, однако после распада его империи турки продолжили свои походы. Создав регулярную армию из янычар, они уничтожили Византию, захватили Константинополь, подвергнув его варварским разрушениям, завершили завоевание Малой Азии и Балкан, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Вскоре власть турецкого султана была распространена на всю Аравию, арабскую северную Африку; в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья. Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего арабского мира.