Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV века до натурфилософии XVI — начала XVII века. Ее характеризуют следующие черты:
- антисхоластичность — стремление мыслить самостоятельно, независимо от религии;
- пантеизм (от греч. пан — все, теос — Бог) — отождествление природы и Бога, стремление слить их в одной субстанции, растворить Бога в природе;
- антропоцентризм и гуманизм — это философия человека и для человека.
Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм
Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.
Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:
- Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;
- Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;
- Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).
Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Этапы развития гуманизма:
- светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;
- ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
- отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
- использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
- тесная связь с естествознанием;
- исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
Никколо Макиавелли (1469-1527) — один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.
Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы — государства.
Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.
Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:
- «Что лучше: внушать любовь или страх?»
- «Как государи должны держать слово?»
- «Каким образом избегать ненависти и презрения?»
- «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?»
- «Как избежать льстецов?» и др.