Антропоцентризм эпохи Возрождения

Grandars Философия История философии

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV века до натурфилософии XVI — начала XVII века. Ее характеризуют следующие черты:

  • антисхоластичность — стремление мыслить самостоятельно, независимо от религии;
  • пантеизм (от греч. пан — все, теос — Бог) — отождествление природы и Бога, стремление слить их в одной субстанции, растворить Бога в природе;
  • антропоцентризм и гуманизм — это философия человека и для человека.

Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм

Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

  • Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;
  • Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;
  • Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

  • светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;
  • ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

  • отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
  • использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
  • тесная связь с естествознанием;
  • исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469-1527) — один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы — государства.

Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:

  • «Что лучше: внушать любовь или страх?»
  • «Как государи должны держать слово?»
  • «Каким образом избегать ненависти и презрения?»
  • «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?»
  • «Как избежать льстецов?» и др.
0.069 сек.