Философская система Гегеля — это философия объективного идеализма в его крайней форме. Его философская система — это высшая ступень развития идеалистической диалектики.
Будучи объективным идеалистом, Гегель считал первичной мировую идею — безличный, оторванный от человека разум, а следствием, производным от этой идеи, считал весь действительный мир. Исходным пунктом его философии является идея тождества мышлении и бытия, духа и природы, объекта и субъекта, которая проходит через всю систему его философии. Мировая идея существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все явления природы и общества. Основные свойства мировой идеи (иногда Гегель называет её Абсолютной идей, иногда — Абсолютом) — саморазвитие и стремление к самопознанию. Весь мир — это результат саморазвития и самопознания Абсолютной идеи.
Абсолютная идея — это единственно существующая подлинная реальность и причина всего окружающего мира, его предметов и явлений, это мировой дух, способный творить и обладающий самосознанием.
Гегель выделил и рассмотрел три этапа развития Абсолютной идеи и этим этапам он посвятил соответственно три части своей философской системы.
Первый этап развития абсолютной идеи — этап логический. Здесь абсолютная идея развивается в сфере чистого мышления в форме чистых логических понятий, не имеющих ничего общего с какой-нибудь реальностью. Гегель отмечает, что на этом этапе абсолютная идея развивается по законам логики. Он сформулировал и разработал три всеобщих закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода, количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Развиваясь на этом этапе в соответствии с названными законами, Абсолютная идея познаёт самое себя и, познав себя до конца, идея перестаёт быть только логической идеей и превращается в природу (отчуждает себя в качестве природы). На втором этапе, который Гегель называет инобытием Абсолютной идеи, она реализует себя и развивается в качестве явлений неживой и живой природы. Этот этап развития характеризуется тем, что природа развивается только в пространстве, но не во времени. В природе нет ничего нового по сравнению с первым этапом развития Абсолютной идеи, она лишь повторяет то, что уже было. Однако, развиваясь, природа должна стремиться к самопознанию, и для этого появляется человек, обладающий сознанием. Природа развивается в соответствии с законами логики, то есть разум диктует природе свои законы.
На третьем этапе развития Абсолютная идея проявляет себя в различных формах человеческого сознания, как в сознании человека, так и в сознании человечества, например в духовной культуре, в праве, в политике как результатах общественного сознания. Это самая важная часть философской системы Гегеля, поскольку на этом этапе абсолютная идея возвращается сама к себе в человеческой мысли, в познании и в продуктах человеческой мысли. Идея возвращается сама к себе, однако это уже не та идея, которой была когда-то, она возвращается, будучи обогащённой различными формами, опытом и знанием, через которые она прошла и которые приобрела в процессе развития.
Всё это развитие, все три этапа развития Абсолютной идеи — это результат реализации конечной цели. На этапе духа Абсолютная идея достигает границ своего развития, здесь она реализует все возможности, которые в ней находятся, достигает вершины самопознания — полного и окончательного знания о самой себе. Дух, считал Гегель, на третьем этапе проявляется в трёх разновидностях:
- субъективный дух;
- объективный дух;
- абсолютный дух.
Субъективный дух, или «дух для себя», — это индивидуальное сознание человека, его душа.
Объективный дух — «дух общества в целом». Воплощением объективного духа является право, мораль, гражданское общество, государство. Всё это дано свыше и регулирует взаимоотношения между людьми.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, это вечная абсолютная истина. Воплощением Абсолютного духа являются искусство, религия и философия.
Гегель, как это можно уже заметить из изложения его идей, привержен так называемой триаде в развитии всего сущего. Так, в своём развитии Абсолютная идея проходит три этапа; Гегель открыл три всеобщих закона диалектики, он выделяет три разновидности духа.
Следовательно, развитие — это бесконечный процесс движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от абстрактного к конкретному, содержащий в себе три взаимосвязанных этапа:
- тезис — существует определённое утверждение, форма бытия;
- антитезис — всегда находится нечто противоположное тезису;
- синтез — это результат взаимодействия противоположностей (тезиса и антитезиса), новое утверждение, которое в свою очередь становится новым тезисом, но на более высоком уровне.
Этот процесс повторяется снова и снова и в результате синтеза тезиса и антитезиса появляется новый тезис более высокого уровня.
Гегель считает, что именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без противоречий, которые находятся в единстве (тождество противоположностей), не существуют друг без друга, но и исключают друг друга как противоположности (борьба противоположностей), развитие невозможно.
Мировой дух
Человек — это носитель Абсолютной идеи, и она использует человека, его способности и умения для реализации своих планов. Даже великие люди, такие как Александр Македонский, Цезарь и Наполеон, по мнению Гегеля, являются только исполнителями воли Мирового духа — Абсолютной идеи. Сознание каждого индивидуального человека — это частица Мирового духа.
Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, индивидуальность, характер, личность. Человек — это «конечный дух» Мирового духа. Именно через человека, через его речь, язык, жесты, действия, поступки, через ход истории, через познавательную деятельность человека Мировой дух познаёт себя и творит мир через артефакты — созданные человеком предметы материальной и духовной культуры.
Возвращаясь к третьему этапу развития Абсолютной идеи, к объективному духу, заметим, что основным в его воплощении Гегель считал государство. Именно через государство достигается главная цель современной истории — достижение осознания свободы. История — это процесс самореализации Абсолютного духа и завоевания человеком всё большей и большей свободы. Всю историю человечества Гегель делит на три эры.
- Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Древнего Китая) — такой период, когда в обществе осознаёт свободу и пользуется ей лишь один человек — фараон, китайский император, а все остальные люди являются его рабами и слугами.
- Антично-средневековая эра — период, когда осознаёт свободу и пользуется ей группа людей (глава государства, его окружение, высшие чиновники, военачальники, аристократы, феодалы), но основная масса людей несвободна, зависит от избранной части общества и служит ей.
- Германская эра — это современная Гегелю эпоха и прежде всего государство, в котором он жил и творил, — Пруссия, в котором осознают себя и являются свободными все люди.
Г.В.Ф. Гегель очень высоко ценил собственные заслуги в философии, он считал, что именно его философия воплотила в себе все позитивные результаты таких великих философов, как Платон, Аристотель, Декарт, и выражает Абсолютную истину, которая ближе всего к абсолютной идее.