Планирование деятельности фирмы — это процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:
- предвидеть перспективу фирмы;
- более рационально использовать все ресурсы;
- избежать риска банкротства;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы.
Для того чтобы планирование могло эффективно выполнять указанные функции, необходимо строить его согласно следующим принципам:
- необходимость планирования — соблюдение данного принципа соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов;
- конкретность и измеримость планов, позволяющие контролировать ход их выполнения и оценивать результаты;
- ориентированность во времени — каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени, которые позволяют контролировать его исполнение;
- реалистичность плана — показатели плана должны основываться на оценке ресурсного потенциала фирмы. Если фирма принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех ее подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины;
- гибкость — возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды. Предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;
- комплексность — планирование должно охватывать все стороны деятельности: производство и сбыт продукции, материально- техническое снабжение, управление персоналом, инвестиционную деятельность;
- непротиворечивость (согласованность) планов фирмы, разрабатываемых ее структурными и функциональными подразделениями;
- обязательность выполнения — утвержденный руководством фирмы план становится обязательным для выполнения;
- эффективность — разработка такого варианта плана производства товаров и услуг, который обеспечит наибольший экономический эффект;
- оптимальность — предполагает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.
Планирование предполагает разработку программы действий для получения фирмой максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления се важнейших функций: производственной, коммерческой, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Планирование способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов, устранению неопределенности, что позволяет воздействовать на нежелательные с точки зрения интересов фирмы факторы.
Процесс планирования включает несколько этапов:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых рисков, или возможных вариантов развития фирмы;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма на предстоящий период;
- планирование состава, структуры основных средств, мощности фирмы, необходимых для достижения поставленных целей и задач;
- определение объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для реализации плана производства продукции (работ, услуг);
- внедрение планов и контроль за их исполнением.
Всю совокупность разрабатываемых на фирме планов можно подразделить по различным признакам (табл. 1).
Таблица 1. Классификация планов
Классификационный признак |
Виды планов |
Время реализации |
|
Тип целей |
|
Степень точности |
|
Масштабность целей |
|
Уровень управления (сфера применения) |
|
Конкретная установка |
|
Содержание |
|
Метод обоснования |
|
Стадия разработки |
|
Ориентир планирования |
|
Текущая плановая работа на фирме предполагает разработку планов по следующим основным направлениям: производство и реализация продукции, материально-техническое снабжение, кадры, издержки, финансы, инвестиции, социальное развитие.
В плане производства и реализации продукции устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.
План материально-технического снабжения представляет собой систему экономически обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании.
При составлении плана по труду и кадрам рассчитывается потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению производительности труда.
Главной задачей плана по издержкам производства и реализации продукции являются повышение эффективности производства, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованное определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.
В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: прибыль фирмы, расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и др.
План инвестиций предусматривает капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей фирмы, а также осуществление финансовых вложений.
План социального развития фирмы предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта.
Возможны и иные подходы к классификации планов.
- Производственный процесс
- Принципы организации производственного процесса
- Производственный цикл, его структура и расчет длительности
- Производственная мощность
- Финансовое планирование и прогнозирование
- Прогнозирование на предприятии
- Сущность, задачи и цели финансового планирования
- Система финансового планирования
- Методы финансового планирования
- Виды и методы планирования
- Финансовый план предприятия, его структура и виды
- Планы предприятия
- Бизнес план предприятия
- Платежный календарь
- Бюджет предприятия и финансовый план доходов и расходов