Планы предприятия, их классификация и виды

Grandars Экономика фирмы Управление ресурсами

Планирование деятельности фирмы — это процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:

  • предвидеть перспективу фирмы;
  • более рационально использовать все ресурсы;
  • избежать риска банкротства;
  • своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы.

Для того чтобы планирование могло эффективно выполнять указанные функции, необходимо строить его согласно следующим принципам:

  • необходимость планирования — соблюдение данного принципа соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов;
  • конкретность и измеримость планов, позволяющие контролировать ход их выполнения и оценивать результаты;
  • ориентированность во времени — каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени, которые позволяют контролировать его исполнение;
  • реалистичность плана — показатели плана должны основываться на оценке ресурсного потенциала фирмы. Если фирма принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех ее подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины;
  • гибкость — возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды. Предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;
  • комплексность — планирование должно охватывать все стороны деятельности: производство и сбыт продукции, материально- техническое снабжение, управление персоналом, инвестиционную деятельность;
  • непротиворечивость (согласованность) планов фирмы, разрабатываемых ее структурными и функциональными подразделениями;
  • обязательность выполнения — утвержденный руководством фирмы план становится обязательным для выполнения;
  • эффективность — разработка такого варианта плана производства товаров и услуг, который обеспечит наибольший экономический эффект;
  • оптимальность — предполагает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Планирование предполагает разработку программы действий для получения фирмой максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления се важнейших функций: производственной, коммерческой, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Планирование способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов, устранению неопределенности, что позволяет воздействовать на нежелательные с точки зрения интересов фирмы факторы.

Процесс планирования включает несколько этапов:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых рисков, или возможных вариантов развития фирмы;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма на предстоящий период;
  • планирование состава, структуры основных средств, мощности фирмы, необходимых для достижения поставленных целей и задач;
  • определение объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для реализации плана производства продукции (работ, услуг);
  • внедрение планов и контроль за их исполнением.

Всю совокупность разрабатываемых на фирме планов можно подразделить по различным признакам (табл. 1).

Таблица 1. Классификация планов

Классификационный признак

Виды планов

Время реализации

  • Долгосрочные — от 10 до 25 лет
  • Среднесрочные — от 3 до 10 лет
  • Краткосрочные — от 1 года до 3 лет
  • Оперативные — до 1 года

Тип целей

  • Тактические
  • Оперативные
  • Стратегические
  • Нормативные

Степень точности

  • Укрупненные
  • Уточненные

Масштабность целей

  • Стратегические — предусматривают глобальные цели
  • Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки
  • Бизнес-операции

Уровень управления (сфера применения)

  • Корпоративные
  • Бригадные
  • Цеховые

Конкретная установка

  • Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции
  • Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу
  • Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности

Содержание

  • План производства и реализации продукции
  • План по материально-техническому снабжению
  • План по труду и кадрам
  • План по издержкам производства
  • План инвестиций
  • Финансовый план
  • План по социальному развитию

Метод обоснования

  • Рыночные (индикативные)
  • Административные (централизованные)

Стадия разработки

  • Предварительные
  • Окончательные

Ориентир планирования

  • Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта
  • Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед
  • Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы
  • Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы

Текущая плановая работа на фирме предполагает разработку планов по следующим основным направлениям: производство и реализация продукции, материально-техническое снабжение, кадры, издержки, финансы, инвестиции, социальное развитие.

В плане производства и реализации продукции устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.

План материально-технического снабжения представляет собой систему экономически обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании.

При составлении плана по труду и кадрам рассчитывается потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению производительности труда.

Главной задачей плана по издержкам производства и реализации продукции являются повышение эффективности производства, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованное определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: прибыль фирмы, расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и др.

План инвестиций предусматривает капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей фирмы, а также осуществление финансовых вложений.

План социального развития фирмы предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта.

Возможны и иные подходы к классификации планов.


Классификация

{{Методы планирования}}

Классификация планов по горизонту планирования и важности поставленных целей помогает оптимально распределить усилия при организации процесса планирования.

Таблица. Классификация планов по горизонту планирования

Перспективное планирование

Использование прогнозирования для выбора оптимального варианта. Временной горизонт определяется исходя из поставленных целей

Среднесрочное

Планируемый период - до одного года

Оперативно-календарное

Планируемый период до одного квартала

Среднесрочное планирование охватывает годовой период и включает в себя совокупность планов по различным видам деятельности (например, по исследованиям и разработкам, производству, персоналу, материально-техническому снабжению, сбыту, маркетингу и др.).

Ориентировано прежде всего на узкие места, ограничивающие маневренность производства. Основное звено текущего плана производства - календарные планы.

Таблица. Классификация планов по важности поставленных целей

Стратегическое планирование

Экстраполяция сложившихся тенденций развития с учетом оценок будущего. Исходным отличительным принципом составления общекорпоративных стратегических планов является построение их от будущего к настоящему. Построение дерева целей и сценариев планирования, разработка планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных оценок вариантов хозяйственного поведения

Тактическое

Процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия, обоснования задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционно принятых целей

Оперативное

Конкретизация показателей тактического плана. Высокая степень детализации, узкая направленность и большое разнообразие используемых приемов и методов

Инвестиционное проектирование

Направлено на увеличение производственных мощностей. Характеризуются долговременным характером

Бизнес-планирование

Обоснование создания нового предприятия, выхода на рынок, обеспечения прибыльности

Бизнес-план

{{Бизнес план}}

{{Структура бизнес-плана}}

{{Разделы бизнес-плана}}

{{Финансовый раздел бизнес-плана}}

Все материалы сайта www.Grandars.ru, независимо от формы и даты размещения могут быть использованы только с согласия администрации сайта и указания активной ссылки на статью-источник. email: info@grandars.ru

0.100 сек.