Планы предприятия, их классификация и виды

Grandars Экономика фирмы Управление ресурсами

Планирование деятельности фирмы — это процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:

  • предвидеть перспективу фирмы;
  • более рационально использовать все ресурсы;
  • избежать риска банкротства;
  • своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы.

Для того чтобы планирование могло эффективно выполнять указанные функции, необходимо строить его согласно следующим принципам:

  • необходимость планирования — соблюдение данного принципа соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов;
  • конкретность и измеримость планов, позволяющие контролировать ход их выполнения и оценивать результаты;
  • ориентированность во времени — каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени, которые позволяют контролировать его исполнение;
  • реалистичность плана — показатели плана должны основываться на оценке ресурсного потенциала фирмы. Если фирма принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех ее подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины;
  • гибкость — возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды. Предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;
  • комплексность — планирование должно охватывать все стороны деятельности: производство и сбыт продукции, материально- техническое снабжение, управление персоналом, инвестиционную деятельность;
  • непротиворечивость (согласованность) планов фирмы, разрабатываемых ее структурными и функциональными подразделениями;
  • обязательность выполнения — утвержденный руководством фирмы план становится обязательным для выполнения;
  • эффективность — разработка такого варианта плана производства товаров и услуг, который обеспечит наибольший экономический эффект;
  • оптимальность — предполагает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Планирование предполагает разработку программы действий для получения фирмой максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления се важнейших функций: производственной, коммерческой, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Планирование способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов, устранению неопределенности, что позволяет воздействовать на нежелательные с точки зрения интересов фирмы факторы.

Процесс планирования включает несколько этапов:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых рисков, или возможных вариантов развития фирмы;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма на предстоящий период;
  • планирование состава, структуры основных средств, мощности фирмы, необходимых для достижения поставленных целей и задач;
  • определение объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для реализации плана производства продукции (работ, услуг);
  • внедрение планов и контроль за их исполнением.

Всю совокупность разрабатываемых на фирме планов можно подразделить по различным признакам (табл. 1).

Таблица 1. Классификация планов

Классификационный признак

Виды планов

Время реализации

  • Долгосрочные — от 10 до 25 лет
  • Среднесрочные — от 3 до 10 лет
  • Краткосрочные — от 1 года до 3 лет
  • Оперативные — до 1 года

Тип целей

  • Тактические
  • Оперативные
  • Стратегические
  • Нормативные

Степень точности

  • Укрупненные
  • Уточненные

Масштабность целей

  • Стратегические — предусматривают глобальные цели
  • Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки
  • Бизнес-операции

Уровень управления (сфера применения)

  • Корпоративные
  • Бригадные
  • Цеховые

Конкретная установка

  • Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции
  • Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу
  • Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности

Содержание

  • План производства и реализации продукции
  • План по материально-техническому снабжению
  • План по труду и кадрам
  • План по издержкам производства
  • План инвестиций
  • Финансовый план
  • План по социальному развитию

Метод обоснования

  • Рыночные (индикативные)
  • Административные (централизованные)

Стадия разработки

  • Предварительные
  • Окончательные

Ориентир планирования

  • Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта
  • Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед
  • Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы
  • Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы

Текущая плановая работа на фирме предполагает разработку планов по следующим основным направлениям: производство и реализация продукции, материально-техническое снабжение, кадры, издержки, финансы, инвестиции, социальное развитие.

В плане производства и реализации продукции устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.

План материально-технического снабжения представляет собой систему экономически обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании.

При составлении плана по труду и кадрам рассчитывается потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению производительности труда.

Главной задачей плана по издержкам производства и реализации продукции являются повышение эффективности производства, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованное определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: прибыль фирмы, расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и др.

План инвестиций предусматривает капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей фирмы, а также осуществление финансовых вложений.

План социального развития фирмы предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта.

Возможны и иные подходы к классификации планов.

0.052 сек.