Школы управления

Школы управления

Школа, подход

1895

1920-е

1930-е

1940-е

1950-е

1960-е

2008

Hаучного управления

+

+

Административная

+

+

+

«Человеческих отношений»

+

+

+

Поведенческих наук

+

+

+

Количественного подхода

+

+

+

Процессный подход

+

+

Системный подход

+

+

Ситуационный подход

+

+

Основоположник Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления.

Школа административного управления (классическая) (1920-1950-е гг.) ставила перед собой задачу создания универсальных принципов управления.

Центральным моментом теории стала (что характерно и для тейлоризма) разработка рациональной системы управления организацией, но уже как единым целым в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Возможно, различие в подходах этих школ связано с тем, что Тейлор начинал свою карьеру рабочим и смотрел на процесс управления «снизу вверх», а родоначальник административной школы Анри Файоль (1841- 1925), которого называют «отцом менеджмента», руководил большой компанией по добыче угля и рассматривал администрирование «сверху вниз».

Административная школа занималась вопросами построения структуры, организации управленческих работников, созданием принципов управления. Широкое распространение получили 14 принципов управления, автором которых является Файоль.

Последователи Файоля

Дальнейшее развитие классической школы происходило в направлении рационализации производства и исследованиях общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера и Г. Форда.

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931), американский специалист-организатор, в работе «Двенадцать принципов производительности» (1911) сформулировал свои принципы управления предприятиями, среди которых:

  • необходимость существования целых компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением;
  • диспетчирование для оперативного управления коллективом;
  • письменные стандартные инструкции, которые закрепляют все правила выполнения работ и др.

Линделл Урвик (1891 - 1983), развил и углубил 14 принципов Файоля.

Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог и экономист, проанализировал различные организации на предмет проблемы лидерства и структуры власти в организации и выделил три типа руководителей (в зависимости от характера его власти):

  • харизматический - руководитель обладает исключительными личными качествами - «харизмой»;
  • традиционный - складывается после естественной замены харизматического лидера, когда члены организации по традиции подчиняются руководителю, сменившему прежнего лидера;
  • идеальный (бюрократический) - руководитель - лидер в организации.

Для организации этого типа характерно специальное разделение власти. Так возникла система управления, основанная на обезличенном и рациональном поведении работников, которая получила наименование «бюрократия».

Генри Форд (1863-1947), американский промышленник, создатель автомобильной империи, воплощал в жизнь принципы и концепции классической школы. Форд сконцентрировал внимание на производственном процессе; он применил в массовом производстве принципы Тейлора научной организации труда рабочих. Свою систему Форд назвал «террор машины», потому что она основывалась на жесткой регламентации труда рабочих, конвейерной системе, стандартизации технологий.

Исторически, вслед за «административной школой» появилась школа «человеческих отношений», основоположником которой был Элтон Мэйо (1880-1949). Он считал, что менеджмент должен основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.

Для подтверждения своих идей Э. Мэйо в 1927-1932 гг. проводит свой, ставший впоследствии знаменитым, Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго, где находились предприятия Western Electric Company). Заметим, что это был первый длительный гендерный эксперимент.

Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие взаимоотношения; благоприятные условия труда; отношения «руководитель - подчиненные»; стиль руководителя (лидера); мотивация труда; психологический климат в группе (коллективе) и его улучшение.

Одним из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая, наряду с другими, включает и «человековедческие дисциплины» - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, организационное поведение, организационную психологию, деловой этикет и др.

Школа социальных систем, или системный подход

Системный подход (середина XX в.) - один из трех общих подходов (системный, процессный и ситуационный) в теории управления. Кроме того, используются такие подходы, как программно-целевой, комплексный и маркетинговый.

В системном подходе полагается, что организация представляет собой систему взаимосвязанных элементов (подсистем, или систем более низкого уровня) - работников, структуры, задач и технологий, ориентированных на достижение неких целей в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Каждая подсистема играет свою роль в системе и работа системы зависит от функционирования всех ее составляющих.