Объем производства (выпуска) продукции может измеряться различными показателями. Они могут быть натуральными, условно-натуральными и стоимостными (денежными).
К натуральным показателям относятся штуки, тонны, метры квадратные метры, кубические метры, литры и т.д.
Условно-натуральные показатели применяются для обобщения объёма различных видов однотипной продукции. Примерами таких показателей могут служить: добыча топлива в пересчёте на условное топливо, имеющее теплотворную способность 7000 килокалорий, производство стеновых материалов в пересчете на условный кирпич, и др.
Общий объем производства различных видов продукции может быть выражен лишь при помощи стоимостных показателей. Важнейшими из них являются валовая продукция и товарная продукция. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Валовая продукция включает в себя, наряду с товарной продукцией, также следующие элементы:
- стоимость сырья и материалов заказчика;
- изменение за данный период остатков незавершенного производства
Анализ объема производства продукции
Анализ динамики производства и реализации продукции проводится на основе данных бухгалтерского и оперативного (управленческого) учета путем сравнения показателей объема производства и реализации готовой продукции за рассматриваемые периоды.
Анализ выполнения заданий бизнес-плана по производству (выпуску) продукции начинают с изучения степени выполнения плана по валовой и товарной продукции, а также динамики этих показателей в течение ряда периодов.
Представим исходные данные для анализа в следующей таблице:
Показатели |
За предыдущий год |
За отчетный год |
Процент выполнения плана |
Выпуск отчетного года в процентах к выпуску предыдущего года |
|
по плану |
по факту |
||||
1. Валовая продукция в сопоставимых ценах (тыс. руб.) |
22037 |
22790 |
23335 |
102,4 |
105,9 |
2. Товарная продукция в оптовых ценах, принятых в плане (тыс. руб.) |
- |
22790 |
23335 |
102,4 |
- |
план по валовой и товарной продукции перевыполнен на 2,4%, что составляет 545 тыс.руб. (23335 — 22790). По сравнению с предыдущим годом объем выпущенной продукции увеличился на 5,9%.
Все это позволяет дать положительную оценку деятельности организации по выпуску продукции. При анализе определяют темпы роста и прироста объема выпускаемой продукции. Среднегодовой темп роста выпуска продукции рассчитывается как среднегеометрическая или среднеарифметическая взвешенная величина.
Выручка от продажи
Выручка от продажи — стоимость проданной продукции, оказанных услуг, выполненных работ с налогом на добавленную стоимость, акцизами и другими надбавками.
Коммерческие расходы — расходы, связанные с продажей готовой продукции, работ, услуг.
Товары отгруженные — товары отправленные, но права собственности на которые не перешли покупателю.
Операционные доходы и расходы — результаты от прочих хозяйственных операций.
Прочие внереализационные доходы и расходы — результаты операций, не получившие отражение в операционных доходах и расходах.
Балансовая прибыль (убыток) — общий результат всех прибылей и убытков предприятия за отчетный период.
Анализ выручки от реализации (продажи) продукции
Задачи анализа выполнения плана по реализации состоят в следующем:
- установление обоснованности показателя бизнес-плана по реализации продукции;
- определение степени выполнения плана по объему ассортименту реализованной продукции;
- расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактического объема реализации от планового;
- выявление резервов дальнейшего увеличения реализации и путей мобилизации, т.е. использования этих резервов.
Paccмотpим порядок анализа в соответствии с этими задачами.
При проверке обоснованности плана по реализации устанавливают, соответствует ли он плановому выпуску товарной продукции и планируемому изменению остатков нереализованной продукции в течение года.
Затем анализируется степень выполнения плана по реализации.
В целях обеспечения сравнимости данных необходимо, чтобы плановая и фактическая информация об объеме реализации была выражена в одинаковой оценке. Для этого следует использовать оптовые цены, принятые в плане. Следовательно, для оценки степени выполнения плана по реализации надо сравнить фактическую реализацию в плановых ценах и плановую реализацию в тех же ценах.