Потенциал предприятия в общем смысле представляет собой совокупность имеющихся у предприятия ресурсов, которые определяют его возможности и границы функционирования в некоторых условиях.

Потенциал коммерческого предприятия — его способность производить и поставлять на рынок продукцию пользующуюся спросом и обеспечивающую получение приемлемой прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов (факторов производства).

Экономический потенциал

В узком смысле под экономическим потенциалом понимают годовые объемы производства.

В более широком смысле его рассматривают в качестве многоуровневой экономической системы.

Экономический потенциал предприятия — это совокупность имущественного и финансового потенциалов предприятия, совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении предприятия, и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода.

Состав

Экономический потенциал соединяет в себе сумму конкретных возможностей — частных потенциалов — в главных отраслях предприятия. Рассмотрим, какие потенциалы он объединяет:

Кадровый потенциал — количество сотрудников, необходимое и достаточное для достижения задач данной организации, а также их персональные особенности, влияющие на эффективность работы.

Фондовый потенциал — достаточность и оптимальность применения основных активов и оборотных средств.

Финансовый потенциал — оптимальная обеспеченность денежными средствами, покрывающими потребности предприятия, корректно распределяемыми и применяемыми.

Управленческий потенциал — способности руководителей организовывать производственные процессы и ресурсы для максимального обеспечения конкурентных побед в виде адекватной структуры организации и актуальных управленческих методов.

Маркетинговый потенциал — успешное применение системы продвижения товаров на рынке для постоянного сохранения и повышения конкурентных преимуществ.

Инновационный потенциал — возможность применения или привлечения ресурсов для развития предприятия в соответствии с его потребностями.

Несмотря на то, что экономический потенциал предприятия формируется из множества компонентов, он не включает:

  • правовой;
  • экологический;
  • экспортный или импортный и др. виды возможностей.

НО! Данные элементы учитываются в структуре комплексного потенциала предприятия.

Виды потенциалов предприятия

Все разнообразие имеющихся на предприятии частных видов потенциалов может быть интегрировано в общее понятие — производственный потенциал или конкурентный потенциал предприятия.

Частные виды потенциалов: менеджмента, ресурсный, маркетинга, сбытовой, поставщика, инвестиционно-инновационный, финансовый, жизненного цикла предприятия, технической подготовки производства (конструкторской и технологической), производственный, логистический, роста стоимости бизнеса (предприятия).

Управление предпринимательской деятельностью на предприятии сводится в основном к управлению его конкурентоспособным потенциалом.

Потенциал менеджмента предприятия

Применительно к предприятию менеджмент — система управления производством, предназначенная для реализации стратегических целей и сформулированная в миссии предприятия.

Показатели оценки конечных результатов использования потенциала менеджмента на предприятии:

  • эффективность использования привлекаемых инвестиций (заемного капитала);
  • эффективность использования собственного основного и оборотного капитала;
  • коэффициенты использования производственных площадей, а также складских помещений;
  • коэффициенты использования испытательных стендов (если речь идет о машиностроительной промышленности);
  • коэффициенты, отражающие полноту использования рабочего времени основными и вспомогательными работниками.

Ресурсный потенциал предприятия

Ресурсный потенциал — интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для производства и сбыта готовой продукции.

Ресурсный потенциал можно разделить на две группы: технико- технологический и кадровый потенциал.

В составе технико-технологического потенциала выделяются такие ключевые показатели (критерии) оценки конечных результатов его использования:

  • стоимость основных производственных фондов (ОПФ);
  • износ основных производственных фондов (в %);
  • коэффициенты обновления и выбытия ОПФ;
  • удельный вес применяемых современных технологий (в%);
  • фондоотдача (руб./руб.);
  • рентабельность использования ОПФ (руб./руб.).

Критериями оценки конечных результатов использования кадрового потенциала являются:

  • степень обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами;
  • коэффициент использования трудовых ресурсов (главным образом лимитирующих);
  • коэффициенты оборота по приему-выбытию персонала;
  • коэффициент текучести кадров;
  • совокупная стоимость кадров предприятия.

Потенциал маркетинга предприятия

Потенциал маркетинга — это числовая оценка, отражающая наличие у предприятия реальной возможности своевременно отслеживать и оперативно реагировать на всевозможные изменения в макро- и микрорыночной среде.

Критерии оценки конечного результата использования маркетингового потенциала:

  • Расходы на рекламу и стимулирование сбыта, продвижение товаров (бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.).
  • Численность сформированной постоянной клиентской базы.
  • Уровни цен по главным товарным позициям, использование скидок.
  • Потенциальный объем товарооборота (на основе данных о спросе).
  • Уровень конкуренции на целевом рынке.
  • Развитость системы коммуникации.
  • Доля завоеванного рынка.
  • Расходы на поддержание имиджа предприятия.
  • Коэффициент стабилизации состава покупателей, относимых к категории постоянных.
  • Темпы привлечения новых покупателей.
  • Затраты (бюджет) денежных средств, расходуемых на рекламу.
  • Темпы роста бюджета, выделяемого на проведение рекламных кампаний.
  • Эффективность проведения рекламных кампаний.
  • Расходы на маркетинговые исследования рынка.
  • Коэффициент эффективности затрат, расходуемых на маркетинг.

Сбытовой потенциал предприятия

Сбытовой потенциал — наличие реальной возможности у предприятия производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры).

Критерии оценки использования сбытового конкурентного потенциала:

  • Объем продаж товара (выполненных работ, предоставленных услуг) в течение определенного периода (например, года), руб.
  • Наличие развитой дилерской сети (охват дистрибьюторской сети).
  • Эффективность дистрибьюторской сети.
  • Затраты на стимулирование продаж продукции (оказания услуг).
  • Объем пред- и послепродажного сервисного обслуживания.
  • Количество каналов сбыта (точек сбыта).
  • Количество посредников, принимающих участие в сбыте товара.
  • Расходы денежных средств, направляемых на мотивацию посредников.
  • Расходы средств, связанных с компенсациями по рекламациям.
  • Объем оборотного капитала, связанного в запасах готовой продукции на складе.

Потенциал поставщика

Потенциал поставщика — возможности и реальные способности поставщика диктовать покупателям наиболее выгодные для себя экономические условия продажи материально-технических ресурсов в отношении цены (например, путем искусственного завышения) и качества (например, посредством его понижения).

Оценки результатов использования конкурентного потенциала поставщика:

  • Цена за единицу поставляемого товара, руб.
  • Расстояние до поставщика, км.
  • Финансовое состояние поставщика.
  • Удельный вес продукции высшего качества (качество продукции).
  • Удельный вес поставок товара, который может быть поставлен точно в срок, в %.
  • Величина процентных скидок за оптовые партии повышенного размера, в %.
  • Длительность непрерывного сотрудничества, в годах.
  • Максимальная продолжительность отсрочки платежа за товар (товарный кредит), предоставляемая фирмой-поставщиком покупателю. в днях.
  • Период, в течение которого предоставляется скидка по оплате приобретенных материальных ресурсов, в днях.
  • Процент скидки за поставляемый товар в течение периода действия скидки.
  • Наличие равноценных промежуточных складов у поставщика, шт.
  • Возможность внеплановых поставок.
  • Расход средств, связанных с обеспечением функционирования системы сбыта в целом.

Финансовый потенциал предприятия

Критерии оценки результатов использования финансового потенциала предприятия:

  • объем получаемой чистой прибыли;
  • коэффициент абсолютной ликвидности (нормативное значение 0.2);
  • коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение менее 2.0);
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значение не менее 0,1);
  • коэффициент финансовой независимости;
  • коэффициент финансового левериджа.

Потенциал жизненного цикла предприятия

Потенциал жизненного цикла предприятия — ситуация, когда у предприятия имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса. Предприятия, которые находятся на заключительной стадии своего развития (жизненного цикла), таких предпосылок обычно не имеют или они близки к нулю.

Инновационный потенциал

Важная характеристика интенсивности и эффективности инновационных процессов на предприятии — его инновационный потенциал.

Инновационный потенциал отражает совокупность характеристик предприятия, определяющих его способность по созданию, внедрению и распространению новых идей, технологий и продуктов.

Инновационный потенциал характеризует тот максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном задействовании имеющихся ресурсов.

Производственный потенциал предприятия

Производственный потенциал — потенциальный объем производства продукции; потенциальные возможности основных фондов и оборотных средств; потенциальные возможности использования сырья и материалов; потенциальные возможности профессиональных кадров; финансовый потенциал.

Критерии, оценки, конечные результаты использования производственного потенциала:

  • уровень использования производственной мощности;
  • объем реализуемой продукции за определенный период;
  • удельный вес в производственной программе продукции высшей категории качества;
  • наличие достаточно полного сформированного портфеля заказов (заявок на поставку продукции):
  • уровень обеспеченности оборотным капиталом;
  • рыночная стоимость предприятия (капитализация);
  • производительность труда (выработка);
  • материалоемкость.

Логистический потенциал предприятия

Логистический потенциал — отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат.