Потенциал предприятия в общем смысле представляет собой совокупность имеющихся у предприятия ресурсов, которые определяют его возможности и границы функционирования в некоторых условиях.
Потенциал коммерческого предприятия — его способность производить и поставлять на рынок продукцию пользующуюся спросом и обеспечивающую получение приемлемой прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов (факторов производства).
Экономический потенциал
В узком смысле под экономическим потенциалом понимают годовые объемы производства.
В более широком смысле его рассматривают в качестве многоуровневой экономической системы.
Экономический потенциал предприятия — это совокупность имущественного и финансового потенциалов предприятия, совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении предприятия, и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода.
Состав
Экономический потенциал соединяет в себе сумму конкретных возможностей — частных потенциалов — в главных отраслях предприятия. Рассмотрим, какие потенциалы он объединяет:
Кадровый потенциал — количество сотрудников, необходимое и достаточное для достижения задач данной организации, а также их персональные особенности, влияющие на эффективность работы.
Фондовый потенциал — достаточность и оптимальность применения основных активов и оборотных средств.
Финансовый потенциал — оптимальная обеспеченность денежными средствами, покрывающими потребности предприятия, корректно распределяемыми и применяемыми.
Управленческий потенциал — способности руководителей организовывать производственные процессы и ресурсы для максимального обеспечения конкурентных побед в виде адекватной структуры организации и актуальных управленческих методов.
Маркетинговый потенциал — успешное применение системы продвижения товаров на рынке для постоянного сохранения и повышения конкурентных преимуществ.
Инновационный потенциал — возможность применения или привлечения ресурсов для развития предприятия в соответствии с его потребностями.
Несмотря на то, что экономический потенциал предприятия формируется из множества компонентов, он не включает:
- правовой;
- экологический;
- экспортный или импортный и др. виды возможностей.
НО! Данные элементы учитываются в структуре комплексного потенциала предприятия.
Виды потенциалов предприятия
Все разнообразие имеющихся на предприятии частных видов потенциалов может быть интегрировано в общее понятие — производственный потенциал или конкурентный потенциал предприятия.
Частные виды потенциалов: менеджмента, ресурсный, маркетинга, сбытовой, поставщика, инвестиционно-инновационный, финансовый, жизненного цикла предприятия, технической подготовки производства (конструкторской и технологической), производственный, логистический, роста стоимости бизнеса (предприятия).
Управление предпринимательской деятельностью на предприятии сводится в основном к управлению его конкурентоспособным потенциалом.
Потенциал менеджмента предприятия
Применительно к предприятию менеджмент — система управления производством, предназначенная для реализации стратегических целей и сформулированная в миссии предприятия.
Показатели оценки конечных результатов использования потенциала менеджмента на предприятии:
- эффективность использования привлекаемых инвестиций (заемного капитала);
- эффективность использования собственного основного и оборотного капитала;
- коэффициенты использования производственных площадей, а также складских помещений;
- коэффициенты использования испытательных стендов (если речь идет о машиностроительной промышленности);
- коэффициенты, отражающие полноту использования рабочего времени основными и вспомогательными работниками.
Ресурсный потенциал предприятия
Ресурсный потенциал — интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для производства и сбыта готовой продукции.
Ресурсный потенциал можно разделить на две группы: технико- технологический и кадровый потенциал.
В составе технико-технологического потенциала выделяются такие ключевые показатели (критерии) оценки конечных результатов его использования:
- стоимость основных производственных фондов (ОПФ);
- износ основных производственных фондов (в %);
- коэффициенты обновления и выбытия ОПФ;
- удельный вес применяемых современных технологий (в%);
- фондоотдача (руб./руб.);
- рентабельность использования ОПФ (руб./руб.).
Критериями оценки конечных результатов использования кадрового потенциала являются:
- степень обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами;
- коэффициент использования трудовых ресурсов (главным образом лимитирующих);
- коэффициенты оборота по приему-выбытию персонала;
- коэффициент текучести кадров;
- совокупная стоимость кадров предприятия.
Потенциал маркетинга предприятия
Потенциал маркетинга — это числовая оценка, отражающая наличие у предприятия реальной возможности своевременно отслеживать и оперативно реагировать на всевозможные изменения в макро- и микрорыночной среде.
Критерии оценки конечного результата использования маркетингового потенциала:
- Расходы на рекламу и стимулирование сбыта, продвижение товаров (бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.).
- Численность сформированной постоянной клиентской базы.
- Уровни цен по главным товарным позициям, использование скидок.
- Потенциальный объем товарооборота (на основе данных о спросе).
- Уровень конкуренции на целевом рынке.
- Развитость системы коммуникации.
- Доля завоеванного рынка.
- Расходы на поддержание имиджа предприятия.
- Коэффициент стабилизации состава покупателей, относимых к категории постоянных.
- Темпы привлечения новых покупателей.
- Затраты (бюджет) денежных средств, расходуемых на рекламу.
- Темпы роста бюджета, выделяемого на проведение рекламных кампаний.
- Эффективность проведения рекламных кампаний.
- Расходы на маркетинговые исследования рынка.
- Коэффициент эффективности затрат, расходуемых на маркетинг.
Сбытовой потенциал предприятия
Сбытовой потенциал — наличие реальной возможности у предприятия производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры).
Критерии оценки использования сбытового конкурентного потенциала:
- Объем продаж товара (выполненных работ, предоставленных услуг) в течение определенного периода (например, года), руб.
- Наличие развитой дилерской сети (охват дистрибьюторской сети).
- Эффективность дистрибьюторской сети.
- Затраты на стимулирование продаж продукции (оказания услуг).
- Объем пред- и послепродажного сервисного обслуживания.
- Количество каналов сбыта (точек сбыта).
- Количество посредников, принимающих участие в сбыте товара.
- Расходы денежных средств, направляемых на мотивацию посредников.
- Расходы средств, связанных с компенсациями по рекламациям.
- Объем оборотного капитала, связанного в запасах готовой продукции на складе.
Потенциал поставщика
Потенциал поставщика — возможности и реальные способности поставщика диктовать покупателям наиболее выгодные для себя экономические условия продажи материально-технических ресурсов в отношении цены (например, путем искусственного завышения) и качества (например, посредством его понижения).
Оценки результатов использования конкурентного потенциала поставщика:
- Цена за единицу поставляемого товара, руб.
- Расстояние до поставщика, км.
- Финансовое состояние поставщика.
- Удельный вес продукции высшего качества (качество продукции).
- Удельный вес поставок товара, который может быть поставлен точно в срок, в %.
- Величина процентных скидок за оптовые партии повышенного размера, в %.
- Длительность непрерывного сотрудничества, в годах.
- Максимальная продолжительность отсрочки платежа за товар (товарный кредит), предоставляемая фирмой-поставщиком покупателю. в днях.
- Период, в течение которого предоставляется скидка по оплате приобретенных материальных ресурсов, в днях.
- Процент скидки за поставляемый товар в течение периода действия скидки.
- Наличие равноценных промежуточных складов у поставщика, шт.
- Возможность внеплановых поставок.
- Расход средств, связанных с обеспечением функционирования системы сбыта в целом.
Финансовый потенциал предприятия
Критерии оценки результатов использования финансового потенциала предприятия:
- объем получаемой чистой прибыли;
- коэффициент абсолютной ликвидности (нормативное значение 0.2);
- коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение менее 2.0);
- коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значение не менее 0,1);
- коэффициент финансовой независимости;
- коэффициент финансового левериджа.
Потенциал жизненного цикла предприятия
Потенциал жизненного цикла предприятия — ситуация, когда у предприятия имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса. Предприятия, которые находятся на заключительной стадии своего развития (жизненного цикла), таких предпосылок обычно не имеют или они близки к нулю.
Инновационный потенциал
Важная характеристика интенсивности и эффективности инновационных процессов на предприятии — его инновационный потенциал.
Инновационный потенциал отражает совокупность характеристик предприятия, определяющих его способность по созданию, внедрению и распространению новых идей, технологий и продуктов.
Инновационный потенциал характеризует тот максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном задействовании имеющихся ресурсов.
Производственный потенциал предприятия
Производственный потенциал — потенциальный объем производства продукции; потенциальные возможности основных фондов и оборотных средств; потенциальные возможности использования сырья и материалов; потенциальные возможности профессиональных кадров; финансовый потенциал.
Критерии, оценки, конечные результаты использования производственного потенциала:
- уровень использования производственной мощности;
- объем реализуемой продукции за определенный период;
- удельный вес в производственной программе продукции высшей категории качества;
- наличие достаточно полного сформированного портфеля заказов (заявок на поставку продукции):
- уровень обеспеченности оборотным капиталом;
- рыночная стоимость предприятия (капитализация);
- производительность труда (выработка);
- материалоемкость.
Логистический потенциал предприятия
Логистический потенциал — отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат.