Ключевую роль в науке управления играет четкое определение самого понятия «менеджмент». Но хотя история зарубежной экономической и управленческой мысли насчитывает более века, еще не выработано единого толкования сущности и содержания этого термина. Каждое из трех сотен определений менеджмента делает акцент на том или ином аспекте. Приведем некоторые из них.
Менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Майкл Мескон).
Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (Питер Друкер).
Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации (Мэри Фоллстт).
Способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления; административная единица (Оксфордский словарь английского языка).
Эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый, человеческий), для достижения заданных целей с максимальной эффективностью (Международный справочник по менеджменту).
Все эти и многие другие определения указывают на суть понятия «менеджмент»: это такая область знаний и профессиональной деятельности, которая призвана сформировать и обеспечить достижение целей хозяйствующих субъектов (юридических или физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность от своего имени) с помощью самого эффективного использования ресурсов — людских, материальных, финансовых и информационных.
Итак, понятие «менеджмент» (рис. 1):
- по-русски означает «управлять, заведовать, руководить»;
- в экономике — наука об управлении организацией — социальной системой, ключевую роль в которой играют люди; о область знаний об управлении людьми;
- учение о том, как достигать нужных целей руками других людей;
- профессиональное руководство хозяйственной деятельностью организации и одновременно совокупность руководителей этой организации (иерархия управленцев всех возможных уровней);
- процесс принятия управленческих решений (соответственно разновидности менеджмента — государственный менеджмент, муниципальный менеджмент, производственный менеджмент и т.д.).
Рис. 1. Что такое менеджмент