Понятие
Понятие «менеджмент» (англ. management — управление) означает процесс управления организацией, планирования и контроля и используется практически во всех сферах деятельности организации.
На практике руководитель организации для выполнения своих задач должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал.
Руководитель должен осуществлять ключевые виды деятельности по управлению: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.
Менеджмент можно рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в экономике, социологии, психологии, праве и др.; как вид профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.
Цели
Основная цель менеджмента — достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организациит. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Менеджмент имеет общие и специфические цели.
Общие цели менеджмента подразумевают развитие организации в целом и ориентированы на длительную перспективу.
Специфические цели менеджмента разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации.
Все цели менеджмента сводятся к выживанию организации и сохранению ею своего места на рынке в течение длительного времени.
Задачи
Основные задачи менеджмента включают:
- эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
- привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;
- эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
- формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- формирование стратегии развития организации и ее реализацию;
- организацию контроля за эффективностью деятельности организации.
Субъекты и объекты
Субъекты и объекты менеджмента в совокупности представляют собой систему управления организации.
Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач.
Объект менеджмента — все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента.
Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т. д.
Принципы
В основе системы управления организацией лежат базовые принципы менеджмента. В их состав входят:
- сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;
- целенаправленность;
- последовательность;
- непрерывность;
- взаимодействие централизованного руководства и самоуправления;
- концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;
- обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;
- состязательность участников управления;
- предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.
- Менеджмент
- История менеджмента
- Принятие управленческих решений
- Организационная структура управления предприятием
- Власть и лидерство в менеджменте
- Стили руководства: авторитарный и демократический
- Делегирование полномочий
