Grandars.ru » Экономика фирмы » Менеджмент »
« вернуться Менеджмент

Понятие, цели и задачи менеджмента

Менеджмент организации. Функции менеджмента
Модели менеджмента: японская и американская
Менеджер в организации. Требования к менеджеру
Организация и предприятие. Понятие, классификация и виды организаций

Понятие

Понятие «менеджмент» (англ. management — управление) означает процесс управления организацией, планирования и контроля и используется практически во всех сферах деятельности организации.

На практике руководитель организации для выполнения своих задач должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал.

Руководитель должен осуществлять ключевые виды деятельности по управлению: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.

Менеджмент можно рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в экономике, социологии, психологии, праве и др.; как вид профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.

Цели

Основная цель менеджмента — достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организациит. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Менеджмент имеет общие и специфические цели.

Общие цели менеджмента подразумевают развитие организации в целом и ориентированы на длительную перспективу.

Специфические цели менеджмента разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации.

Все цели менеджмента сводятся к выживанию организации и сохранению ею своего места на рынке в течение длительного времени.

Задачи

Основные задачи менеджмента включают:

  • эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
  • привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;
  • эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
  • формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • формирование стратегии развития организации и ее реализацию;
  • организацию контроля за эффективностью деятельности организации.

Субъекты и объекты

Субъекты и объекты менеджмента в совокупности представляют собой систему управления организации.

Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента — все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента.

Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т. д.

Принципы

В основе системы управления организацией лежат базовые принципы менеджмента. В их состав входят:

  • сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;
  • целенаправленность;
  • последовательность;
  • непрерывность;
  • взаимодействие централизованного руководства и самоуправления;
  • концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;
  • обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;
  • состязательность участников управления;
  • предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.