На формирование модели менеджмента влияют религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяется несколько базовых моделей менеджмента (азиатская, западная, американская, английская).
Модель менеджмента — это совокупность идей, лежащих в основе системы управления организации.
Японская
При рассмотрении моделей управления обычно выделяют два их вида: японскую и американскую.
В Японии и Южной Корее фирмы обеспечивают сотрудникам доход, но также дают им возможность для саморазвития и самовыражения.
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
- Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
- Последовательное сохранение национальных традиций.
В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.
Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.
- утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
- проведение рабочего времени в форменной одежде;
- использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;
- обязательное награждение за успехи в труде;
- функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компании;
- наличие общей столовой и для руководителей, и для рабочих;
- большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижения по службе;
- пожизненное принятие на работу;
- практика поставок точно в срок, дающая возможность избавиться от громоздких складских помещений и достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
- сведение перерывов в работе к минимуму;
- предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.
В основе азиатского менеджмента лежат дружные отношения в коллективе.
Главное отличие азиатского от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров: бизнесмены в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, кроме основного, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина данной тактики — стремление вначале достичь доверительного контакта и только затем решать основные проблемы.
Американская
Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.
Приведем сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента в таблице.
Характеристики |
Японская модель менеджмента |
Американская модель менеджмента |
Доминирующие качества делового человека |
Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать |
Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску |
Критерии к продвижению по службе |
Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение |
Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро. |
Профессиональная компетентность |
Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. |
Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации. |
Процесс принятия решений |
Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. |
Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе |
Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). |
Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги). |
Характер проведения инноваций |
Эволюционным путем |
Революционным путем |
Форма деловых отношений |
Личные контакты на основе взаимного доверия |
Контракты |
Европейская
Западная
В основе западной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения:
- индивидуальная ответственность;
- самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Основные участники западной модели менеджмента — владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы.
Западная модель менеджмента характеризуется отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе; единоначалием руководителя в принятии решения; разграничением деловых и личных отношений.
В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.
Американская
Американский менеджмент предполагает реализацию следующих базовых положений:
- менеджеры действуют прямолинейно;
- прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;
- не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.
Английская
Английский менеджмент ориентируется:
- на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);
- разработку новых наукоемких изделий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- гибкость в использовании технологических процессов.
Немецкая
Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:
- дальновидностью;
- высокой дисциплиной;
- длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;
- осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.
- Менеджмент
- История менеджмента
- Принятие управленческих решений
- Организационная структура управления предприятием
- Власть и лидерство в менеджменте
- Стили руководства: авторитарный и демократический
- Делегирование полномочий