Grandars.ru » Экономика фирмы » Менеджмент »
« вернуться Менеджмент

Модели менеджмента

Менеджмент организации. Функции менеджмента
Менеджер в организации. Требования к менеджеру
Организация и предприятие. Понятие, классификация и виды организаций

На формирование модели менеджмента влияют религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяется несколько базовых моделей менеджмента (азиатская, западная, американская, английская).

Модель менеджмента — это совокупность идей, лежащих в основе системы управления организации.

Японская

При рассмотрении моделей управления обычно выделяют два их вида: японскую и американскую.

В Японии и Южной Корее фирмы обеспечивают сотрудникам доход, но также дают им возможность для саморазвития и самовыражения.

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

  1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
  2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

Основные особенности японского менеджмента:
  • утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
  • проведение рабочего времени в форменной одежде;
  • использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;
  • обязательное награждение за успехи в труде;
  • функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компании;
  • наличие общей столовой и для руководителей, и для рабочих;
  • большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижения по службе;
  • пожизненное принятие на работу;
  • практика поставок точно в срок, дающая возможность избавиться от громоздких складских помещений и достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
  • сведение перерывов в работе к минимуму;
  • предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.

В основе азиатского менеджмента лежат дружные отношения в коллективе.

Главное отличие азиатского от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров: бизнесмены в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, кроме основного, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина данной тактики — стремление вначале достичь доверительного контакта и только затем решать основные проблемы.

Американская

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Приведем сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента в таблице.

Характеристики

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску

Критерии к продвижению по службе

Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение

Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к фирме и работе

Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).

Характер проведения инноваций

Эволюционным путем

Революционным путем

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия

Контракты

Европейская

Западная

В основе западной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения:

  • индивидуальная ответственность;
  • самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.

Основные участники западной модели менеджмента — владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы.

Западная модель менеджмента характеризуется отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе; единоначалием руководителя в принятии решения; разграничением деловых и личных отношений.

В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.

Американская

Американский менеджмент предполагает реализацию следующих базовых положений:

  • менеджеры действуют прямолинейно;
  • прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;
  • не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.

Английская

Английский менеджмент ориентируется:

  • на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);
  • разработку новых наукоемких изделий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
  • гибкость в использовании технологических процессов.

Немецкая

Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:

  • дальновидностью;
  • высокой дисциплиной;
  • длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;
  • осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.