Менеджеры в организациях
Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
- руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл. 1).
Таблица 1. Особенности конечного результата деятельности в менеджменте
Менеджмент |
Конечный результат |
Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации |
|
Совершенствование межличностных отношений |
|
Европейский |
Формирование качества продукта |
Российский |
Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике |
Типы менеджеров
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 2).
Рис. 2. Уровни управления
Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).
Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.
Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.
Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).
Функциональные руководители — это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.
Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.
Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:
- предпринимателя;
- бизнесмена;
- коммерсанта.
Предприниматель — основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.
Бизнесмен — субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.
Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.
Качества, необходимые менеджеру
Основные качества, необходимые менеджеру:
- мировоззренческая позиция:
- наличие выработанной управленческой концепции;
- желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
- умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
- деловая компетенция:
- обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
- обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
- владеть современными методами менеджмента;
- административный талант:
- проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
- обладать опытом административной работы;
- иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
- уметь осуществлять корпоративную поддержку;
- личностные качества:
- генетическая предрасположенность к лидерству;
- обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
- критически оценивать свои достижения;
- уметь гармонизировать межличностные отношения;
Мировоззренческая позиция — это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.
Деловая компетенция — это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
Административный талант - это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
Личностные качества — это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.
Требования, предъявляемые к менеджеру
В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.
Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
- знание технологии производственного процесса и его функционирования;
- знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
- знание общей экономической теории;
- знание теории маркетинга;
- а также общая эрудиция по специальности;
- знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества:
- умение быть в форме;
- выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
- выдержка в любой конфликтной ситуации;
- коммуникативность;
- умение слушать;
- интуиция;
- приспособляемость к ситуации;
- восприимчивость критики, самокритичность;
- уверенность в себе;
- авторитетность;
- стремление к успеху и готовность работать для этого;
- возраст и внешние данные;
- сила воли;
3. Личные способности:
- умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
- умение распределять обязанности и давать четкие указания;
- умение стимулировать и мотивировать работников;
- легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности:
- ум и рассудительность;
- творческий потенциал;
- умение принять нужное решение;
- логическое, структурное, системное мышление;
- интуиция;
5. Рабочие приемы:
- рациональность и системность в работе;
- умение максимально концентрироваться;
- умение принятия решений и снятия проблем;
- самоменеджмент;
- умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности:
- активность и подвижность;
- энергичность;
- сила и здоровье.
- Менеджмент
- История менеджмента
- Принятие управленческих решений
- Организационная структура управления предприятием
- Власть и лидерство в менеджменте
- Стили руководства: авторитарный и демократический
- Делегирование полномочий