Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации.
Коммуникации — это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.
Цели коммуникации:- Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления.
- Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией.
- Установить взаимосвязь между людьми в организации.
- Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации.
- Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.
Типы коммуникаций
Виды коммуникаций |
Форма коммуникаций |
Средства коммуникаций |
Вертикальная — это обмен информацией между руководителем и подчиненными; Горизонтальная — представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня; Вербальная — процесс общения с целью передачи информации при помощи слов; Невербальная — общение с помощью мимики, жестов, взглядов; Формальная Неформальная Межличностная Эмфатическая Интеллектуальная |
Письменная Устная Видео Электронная Эмоциональная |
Документы Речь Знаковые системы Электронные средства связи Видео- и телекоммуникации Элементы структуры физиологической системы человека |
- Коммуникация — основное условие существования и развития организации.
- Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.
- Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия людей, структуры, целей, технологии и задач организации.
- Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.
Коммуникационный процесс в менеджменте - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы (табл. 10.2) по каналам прямой и обратной связи (рис. 10.1), (табл. 10.2).
Рис. 10.1. Этапы коммуникационного процесса Таблица 10.2Содержание элементов коммуникационного процесса
Элемент коммуникационного процесса |
Определение элемента коммуникационного процесса |
Задачи элемента коммуникационного процесса |
Источник |
Создатель идеи (коммуникант), сообщения, информации |
Выбор канала, средств связи и формы коммуникации |
Сообщение |
Информация, которую передает источник получателю |
Выбор формы коммуникации. Кодировка информации |
Канал (прямой и обратной связи) |
Средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю и обратно |
Техническое обеспечение передачи неискаженной (качественной) информации |
Получатель |
Коммуникант, ради которого функционирует коммуникация |
Декодирование информации. Выбор канала, средств связи и формы ответной информации |
Эффект коммуникационного процесса — это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.
Основные результаты коммуникационного процесса:- Изменения в знаниях «получателя».
- Изменение установок «получателя», т. е. изменение относительно устойчивых представлений индивида.
- Изменение поведения «получателя» сообщения.
Роль коммуникации в организациях
Проведем сравнение концепций трех школ организационного поведения в системе коммуникаций (табл. 10.3).
Признаки |
Системная школа |
||
1. Важность коммуникации |
Относительно невелика, в основном важны вертикальные потоки сообщений от руководства к рядовым членам организации |
Относительно важна, но ограничивается общением между людьми на одном организационном уровне |
Очень важна. Коммуникация — это связывающий элемент всех частей организации |
2. Цель коммуникации |
Передавать приказы, распоряжения, информацию о заданиях. Обеспечение координации в процессе выполнения |
Обеспечение горизонтального взаимодействия работников. Способствование процессу коллективного принятия решения |
Контроль и координация, обеспечение информацией для принятия решений, адаптация организации к изменениям во внешней среде |
3. Направление коммуникационных потоков |
Вертикальное (сверху вниз) — от администрации к рядовым членам, для того чтобы заставить или убедить их следовать инструкциям руководителя |
Горизонтальное — между членами неформальных рабочих групп; вертикальное — между рабочими и администрацией, для того чтобы обеспечить их участие в принятии решений |
Все направления внутри систем, включая пересечение иерархических уровней с выходом во внешнюю среду организации |
4. Основные проблемы коммуникаций |
Нарушение коммуникаций, связанное с обходом иерархических уровней и слишком большим диапазоном контроля |
Наличие слухов, передаваемых по скрытым каналам. Не всегда эффективная формальная система коммуникаций из-за наличия неформальных коммуникаций |
Перегрузки, искажения; отсутствие реакции на отрицательную обратную связь |
- Менеджмент
- История менеджмента
- Принятие управленческих решений
- Организационная структура управления предприятием
- Власть и лидерство в менеджменте
- Стили руководства: авторитарный и демократический
- Делегирование полномочий