Коммуникации в менеджменте

Grandars Экономика фирмы Менеджмент

Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации.

Коммуникации — это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.

Цели коммуникации:
  1. Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления.
  2. Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией.
  3. Установить взаимосвязь между людьми в организации.
  4. Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации.
  5. Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.

Типы коммуникаций

Виды коммуникаций

Форма коммуникаций

Средства коммуникаций

Вертикальная — это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

Горизонтальная — представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

Вербальная — процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

Невербальная — общение с помощью мимики, жестов, взглядов;

Формальная

Неформальная

Межличностная

Эмфатическая

Интеллектуальная

Письменная

Устная

Видео

Электронная

Эмоциональная

Документы

Речь

Знаковые системы

Электронные средства связи

Видео- и телекоммуникации

Элементы структуры физиологической системы человека

Значение коммуникации в организации:
  1. Коммуникация — основное условие существования и развития организации.
  2. Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.
  3. Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия людей, структуры, целей, технологии и задач организации.
  4. Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.

Коммуникационный процесс в менеджменте - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы (табл. 10.2) по каналам прямой и обратной связи (рис. 10.1), (табл. 10.2).

Рис. 10.1. Этапы коммуникационного процесса Таблица 10.2

Содержание элементов коммуникационного процесса

Элемент коммуникационного процесса

Определение элемента коммуникационного процесса

Задачи элемента коммуникационного процесса

Источник

Создатель идеи (коммуникант), сообщения, информации

Выбор канала, средств связи и формы коммуникации

Сообщение

Информация, которую передает источник получателю

Выбор формы коммуникации. Кодировка информации

Канал (прямой и обратной связи)

Средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю и обратно

Техническое обеспечение передачи неискаженной (качественной) информации

Получатель

Коммуникант, ради которого функционирует коммуникация

Декодирование информации. Выбор канала, средств связи и формы ответной информации

Эффект коммуникационного процесса — это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.

Основные результаты коммуникационного процесса:
  1. Изменения в знаниях «получателя».
  2. Изменение установок «получателя», т. е. изменение относительно устойчивых представлений индивида.
  3. Изменение поведения «получателя» сообщения.

Роль коммуникации в организациях

Проведем сравнение концепций трех школ организационного поведения в системе коммуникаций (табл. 10.3).

Признаки

Школа научного управления

Школа человеческих отношений

Системная школа

1. Важность коммуникации

Относительно невелика, в основном важны вертикальные потоки сообщений от руководства к рядовым членам организации

Относительно важна, но ограничивается общением между людьми на одном организационном уровне

Очень важна. Коммуникация — это связывающий элемент всех частей организации

2. Цель коммуникации

Передавать приказы, распоряжения, информацию о заданиях. Обеспечение координации в процессе выполнения

Обеспечение горизонтального взаимодействия работников. Способствование процессу коллективного принятия решения

Контроль и координация, обеспечение информацией для принятия решений, адаптация организации к изменениям во внешней среде

3. Направление коммуникационных потоков

Вертикальное (сверху вниз) — от администрации к рядовым членам, для того чтобы заставить или убедить их следовать инструкциям руководителя

Горизонтальное — между членами неформальных рабочих групп; вертикальное — между рабочими и администрацией, для того чтобы обеспечить их участие в принятии решений

Все направления внутри систем, включая пересечение иерархических уровней с выходом во внешнюю среду организации

4. Основные проблемы коммуникаций

Нарушение коммуникаций, связанное с обходом иерархических уровней и слишком большим диапазоном контроля

Наличие слухов, передаваемых по скрытым каналам. Не всегда эффективная формальная система коммуникаций из-за наличия неформальных коммуникаций

Перегрузки, искажения; отсутствие реакции на отрицательную обратную связь

0.121 сек.