Функции менеджмента — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и связаны с воздействием на управляемый объект.
В современной литературе по менеджменту предлагаются такие управленческие функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Но в классическом менеджменте считается, что в процессе управления выполняются четыре основные (первичные) функции: планирование, организация, мотивация, контроль.
Эти функции объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений, а руководство (лидерство) определено как самостоятельная деятельность.
Специфические, или конкретные, функции управления зависят от специфики управляемого объекта и, как правило, связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. Среди таких функций назовем: управление основным производством, вспомогательным производством, человеческими ресурсами, финансами, маркетингом, инновациями (нововведениями) и др.
Рассмотрим основные функции менеджмента.
Основные функции менеджмента
Планирование предполагает определение целей организации и решение о том, что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
Организация (организовывание) — процесс создания или изменения некой структуры. В ходе данного процесса устанавливаются обязанности каждого члена организации и каждому из них делегируются какие-либо полномочия или права на использование ресурсов организации, а также налагается ответственность за выполнение своих обязанностей. Центральный момент организации — делегирование полномочий — процесс, посредством которого руководитель выполняет работу, используя труд других лиц.
Мотивация — процесс побуждения других к деятельности для достижения цели организации, который включает: установление или оценку неудовлетворенных потребностей; формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей; определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей. Цель мотивации в том, чтобы члены организации выполнили предписанную им работу в соответствии со своими обязанностями. Пока работники не поймут, какое вознаграждение организация может им предложить за хорошо выполненную работу, они не будут достаточно мотивированы, а значит, скорее всего не выполнят свою работу- хорошо.
Контроль — процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль состоит из трех компонентов:
- назначение точно определенных целей, которые должны быть достигнуты в заданный момент времени (стандарты);
- измерение результатов, достигнутых в действительности;
- сравнение достигнутых результататов с ожидаемыми: как план соотносится с фактами.
Связующими процессами планирования, организации, мотивации и контроля выступают две общие для этих управленческих функций характеристики: все они требуют принятия решений и коммуникации.
Принятие решения — выбор того, как и что планировать, организовать, мотивировать и контролировать. По сути это и есть основное содержание деятельности менеджера. Наличие точной информации — основное требование для принятия эффективного объективного решения, а также для правильной оценки достижения целей организации. Главный и единственный способ получения такой информации — коммуникация.
Коммуникация — процесс обмена информацией между людьми. Цель коммуникативного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена (сообщения). Носам факт обмена информацией еще не гарантирует эффективности общения тех, кто участвует в этом обмене.
- Менеджмент
- История менеджмента
- Принятие управленческих решений
- Организационная структура управления предприятием
- Власть и лидерство в менеджменте
- Стили руководства: авторитарный и демократический
- Делегирование полномочий
