Grandars.ru » Экономика фирмы » Менеджмент »
« вернуться Менеджмент

Функции менеджмента

Коммуникации в менеджменте. Система коммуникаций в организации

Функции менеджмента — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и связаны с воздействием на управляемый объект.

В современной литературе по менеджменту предлагаются такие управленческие функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Но в классическом менеджменте считается, что в процессе управления выполняются четыре основные (первичные) функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Эти функции объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений, а руководство (лидерство) определено как самостоятельная деятельность.

Специфические, или конкретные, функции управления зависят от специфики управляемого объекта и, как правило, связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. Среди таких функций назовем: управление основным производством, вспомогательным производством, человеческими ресурсами, финансами, маркетингом, инновациями (нововведениями) и др.

Рассмотрим основные функции менеджмента.

Основные функции менеджмента

Планирование предполагает определение целей организации и решение о том, что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.

Организация (организовывание) — процесс создания или изменения некой структуры. В ходе данного процесса устанавливаются обязанности каждого члена организации и каждому из них делегируются какие-либо полномочия или права на использование ресурсов организации, а также налагается ответственность за выполнение своих обязанностей. Центральный момент организации — делегирование полномочий — процесс, посредством которого руководитель выполняет работу, используя труд других лиц.

Мотивация — процесс побуждения других к деятельности для достижения цели организации, который включает: установление или оценку неудовлетворенных потребностей; формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей; определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей. Цель мотивации в том, чтобы члены организации выполнили предписанную им работу в соответствии со своими обязанностями. Пока работники не поймут, какое вознаграждение организация может им предложить за хорошо выполненную работу, они не будут достаточно мотивированы, а значит, скорее всего не выполнят свою работу- хорошо.

Контроль — процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль состоит из трех компонентов:

  • назначение точно определенных целей, которые должны быть достигнуты в заданный момент времени (стандарты);
  • измерение результатов, достигнутых в действительности;
  • сравнение достигнутых результататов с ожидаемыми: как план соотносится с фактами.

Связующими процессами планирования, организации, мотивации и контроля выступают две общие для этих управленческих функций характеристики: все они требуют принятия решений и коммуникации.

Принятие решения — выбор того, как и что планировать, организовать, мотивировать и контролировать. По сути это и есть основное содержание деятельности менеджера. Наличие точной информации — основное требование для принятия эффективного объективного решения, а также для правильной оценки достижения целей организации. Главный и единственный способ получения такой информации — коммуникация.

Коммуникация — процесс обмена информацией между людьми. Цель коммуникативного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена (сообщения). Носам факт обмена информацией еще не гарантирует эффективности общения тех, кто участвует в этом обмене.