Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Grandars.ru » Экономика фирмы » Экономический анализ »

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Финансовое состояние и динамика развития коммерческой организации в определенной степени зависят от эффективности политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

В хозяйственной практике принято отдавать приоритет управлению кредиторской задолженностью, поскольку она ухудшает финансовое положение, отвлекает денежные средства из оборота и негативно влияет на имидж организации. Вместе с тем слабый контроль над дебиторской задолженностью обесценивает активы, переданные покупателям (заказчикам), не позволяет отвлеченные средства инвестировать в текущую деятельность и инновации, свидетельствует о неэффективности расчетно-платежной дисциплины. Некоторые управленцы даже полагают, что наличие дебиторской задолженности не является негативным явлением. Такая «экономическая близорукость» отражает низкий уровень квалификации менеджеров и опасна ухудшением качества управления.

Цель и задачи

Целью анализа задолженности является ее комплексная оценка и выявление путей минимизации.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

  • оценка политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • анализ объема, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
  • расчет и оценка коэффициентов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
  • выявление и обоснование способов минимизации дебиторской и кредиторской задолженности.

Информационная база анализа дебиторской и кредиторской задолженности включает первичные документы (счета-фактуры, накладные и пр.), учетные регистры (данные по счетам 10, 19, 41. 43, 50, 51, 55, 60, 62, 68, 76, 90, 91 и др.), бухгалтерскую и налоговую отчетность, управленческую отчетность, данные о поставщиках и покупателях и др.

Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность — это задолженность каких-либо предприятий и лиц в пользу данного предприятия.

В процессе анализа дебиторской задолженности экономист должен оценить ее количественные и качественные параметры. Количественные параметры — это величина, структура, динамика дебиторской задолженности. Качественными параметрами являются состояние политики управления и контроля дебиторской задолженности, состояние платежно-расчетной дисциплины и др.

На первом этапе экономист оценивает динамику и структуру кредиторской задолженности.

Показатели эффективности

К показателям эффективности управления дебиторской задолженностью относятся:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности =
(Выручка от продажи продукции (работ, услуг) за отчетный период / Средняя величина ДЗ) * 100%

Средняя дебиторская задолженность рассчитывается путем суммирования ее величин на начало и конец отчетного периода и деления на 2 (т.е. применяется средняя арифметическая простая).

Данный коэффициент показывает, сколько раз за отчетный период возникала и погашалась дебиторская задолженность. Рост показателя свидетельствует об ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности, снижение характеризует замедление оборота этой задолженности;

Длительность погашения дебиторской =
360 дней / Коэффициент оборачиваемости ДЗ

Рост данного показателя свидетельствует об увеличении риска непогашения дебиторской задолженности. Для организации выгоднее быстрее получить денежные средства от покупателей и заказчиков, для дебиторов — выгоднее позже отдать (часть денег «съедает» инфляция);

Доля дебиторской задолженности в общей величине оборотных активов =
ДЗ на отчетную дату / Оборотные активы на отчетную дату

Высокая доля дебиторской задолженности говорит о низкой мобильности оборотных активов и может привести к снижению неплатежеспособности, а следовательно, росту кредиторской задолженности;

Доля сомнительной дебиторской задолженности в ее общей величине =
Сомнительная ДЗ на отчетную дату / ДЗ на отчетную дату

Рост данного показателя свидетельствует о качественном ухудшении структуры дебиторской задолженности и неэффективной политике управления названной задолженности. Для руководства организации это является причиной пересмотра политики управления дебиторской задолженностью и отношений с недобросовестными покупателями (заказчиками) и прочими дебиторами.

Кредиторская задолженность

Анализ кредиторской задолженности является частью аналитической работы по оценке долгов организации перед кредиторами. Состояние и эффективность расчетов с кредиторами в определенной степени зависят от политики управления дебиторской задолженностью и платежеспособности коммерческой организации.

Кредиторская задолженность — это сумма обязательств организации перед кредиторами (поставщиками, налоговыми органами, внебюджетными органами, сотрудниками — по оплате труда, коммерческими банками и т.д.). Кроме того, в данную задолженность включаются суммы кредитов и займов, полученных организацией.

Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности, равно как их методологические аспекты.

Целью анализа кредиторской задолженности является комплексная оценка ее состояния и выявления причин образования просроченных долгов.

К задачам анализа кредиторской задолженности относятся:

  • оценка динамики и структуры кредиторской задолженности;
  • выявление сумм просроченной кредиторской задолженности и факторов, повлиявших на ее образование;
  • расчет и оценка показателей эффективности кредиторской задолженности;
  • разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию кредиторской задолженности в краткосрочном и среднесрочном периодах (долгосрочное планирование предполагает изменение в бизнес-плане и финансовой стратегии организации).

Анализ кредиторской задолженности проводится по этапам, соответствующим задачам ее анализа.

На первом этапе экономист оценивает динамику и структуру кредиторской задолженности.

Второй этап отражает выявление причин и виновников образования просроченной кредиторской задолженности. Здесь необходимо различать внешние факторы, влияющие на образование такой задолженности (изменение курсов валют, кредитная политика банков и пр.), и внутрифирменные проблемы (низкая эффективность расчетно-платежной дисциплины, проблемы с реализацией продукции и пр.). По результатам факторного анализа кредиторской задолженности формулируются выводы и предложения по устранению причин образования просроченных долгов и оптимизации политики управления кредиторской задолженностью.

Показатели эффективности

На третьем этапе рассчитываются и оцениваются показатели эффективности управления кредиторской задолженностью. К таким показателям относятся:

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности =
(Выручка от продажи продукции (работ, услуг) за отчетный период / Средняя величина КЗ) * 100%

Данный коэффициент показывает, сколько раз за отчетный период возникала и погашалась кредиторская задолженность за счет выручки от продаж. Рост показателя свидетельствует об ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, снижение характеризует замедление оборота этой задолженности. Рост показателя отражает высокую финансовую устойчивость организации;

Длительность погашения кредиторской задолженности (в днях) =
360 дней / Коэффициент оборачиваемости КЗ

Рост данного показателя отражает падение платежеспособности организации, снижение — обратную тенденцию. Следует отмстить, что нарушение сроков оплаты счетов кредиторов чревато наложением штрафных санкций и ухудшением имиджа организации в глазах ее покупателей и прочих контрагентов.

Повышение эффективности

Для повышения эффективности управления кредиторской задолженностью можно рекомендовать следующее:

  • постоянно контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности (увеличение дебиторской задолженности не дает своевременно погашать обязательства перед кредиторами и обесценивает деньги, не полученные от дебиторов);
  • своевременно выявлять и погашать просроченную кредиторскую задолженность;
  • изменить товарную политику организации в сторону увеличения доли высокорентабельных товаров в продуктовой линейке и интенсификации сбыта за счет скидок, продажи в рассрочку.

Минимизации просроченной кредиторской задолженности будет способствовать применение таких инструментов управления, как получение отсрочки или рассрочки долга, списание части задолженности, ее реструктуризация, продажа задолженности коллекторским агентствам.

Вместе с тем следует учитывать факт роста кредиторской задолженности вследствие наращивания объема хозяйственной деятельности (расширения географии и объема продаж, внешние заимствования для расширения производства и пр.). Поэтому необходим детальный анализ кредиторской задолженности в разрезе групп кредиторов, причин образования задолженности, сроков уплаты долгов и других параметров кредитной политики организации.