Цели
Существуют три основных цели ценообразования, основанные на:
Сбыте — предприятие заинтересовано в росте реализации или максимизации доли на рынке
Прибыли — предприятие заинтересовано в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечении быстрого поступления наличных средств
Существенном положении — предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий, разрабатывать стратегию, способствующую минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию хороших отношений с участниками каналов сбыта, противодействию возникновению конкуренции, стабилизации цен
Главная цель при принятии решений о ценах — увеличение прибыли.
Задачи
Основные задачи по ценообразованию:
Обеспечение выживаемости предприятия. Эта задача является приоритетной в условиях острой конкуренции или резко меняющихся потребностей покупателей. Стратегия предприятия в таких условиях — снижение цены на продукцию;
Максимизация текущей прибыли. Применяются теми предприятиями, для которых текущие финансовые показатели важнее долговременных. Предприятие оценивает спрос и издержки производства применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат;
Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Связано с долговременной стратегией фирмы, поэтому ее придерживаются те предприятия, которые уверены в высоком спросе на свою продукцию. При этом первоначальная цена на поставляемый товар может быть ниже цены конкурентов. Как правило, при снижении цены доля рынка увеличивается;
Завоевание лидерства по показателям качества. Предприятие, решившее делать ставку на качество своих товаров, несет большие издержки, связанные с проведением научно-исследовательских и конструкторских работ, но и цены, как правило, устанавливает более высокие, чем цены конкурентов.
Также принято считать следующие задачи ценообразования:
- решение социальных вопросов;
- реализация экологической политики;
- решение внешнеполитических вопросов.
Социальная ценовая политика во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т. д.).
Для стимулирования выпуска прогрессивных (с общенациональных позиций) средств производства государство продумывает систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности производителей и пр.). В целях стимулирования скорейшего внедрения прогрессивных средств производства государство разрабатывает льготную систему цен для потребителей. Разница между относительно повышенными ценами производителей и заниженными потребительскими ценами часто дотируется государством.
Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики может служить разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.
