Цена и виды цен
Grandars.ru » Ценообразование »

Цена и виды цен

НАВИГАЦИЯ

Цена - это денежное выражение стоимости продукта труда. Отдельные элементы цены: себестоимость, прибыль, НДС, акцизные сборы - являются объектами технико-экономического планирования и отражаются в плановых показателях. Цена как важнейшая детерминанта конкурентоспособности является наиболее динамичной составляющей рыночного механизма и неотъемлемой компонентой договорных отношений.

Сущность

Сущность цены определяется двумя основными теориями - стоимостной и рыночной.

Функции

Являясь одной из важнейших экономических категорий, цена выполняет ряд функций, характеризующих ее роль в экономике.

Функция учета и измерения затрат общественного труда выражается в том, что цена является одним из основных показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и сводится к принятию эффективных управленческих решений в области внутрифирменного планирования.

Стимулирующая функция предопределяет возможность воздействия цены на процессы производства и потребления продукции (работы, услуги) на основе установления надбавок (скидок) к цене товара.

Распределительная функция проявляет свое действие через отклонение цены товара от его стоимости под влиянием факторов внутренней и внешней маркетинговой среды.

Функция сбалансирования спроса и предложения связана с функционированием рыночного механизма, в условиях которого цена выступает инструментом рыночного равновесия.

Функция цены как критерия рационального размещения производства служит средством регулирования перелива капиталов и мерой накопления прибыли.

Виды цен

Виды цен по отраслям и сферам обслуживания

Оптовые цены на промышленную продукцию - это закупочные цены для продукции предприятий, фирм и организаций промышленной сферы и цены, по которым реализуется данная продукция в процессе оптового оборота, причем вне зависимости от форм собственности.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены, по которым сельскохозяйственная продукция продается совхозами, колхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств).

Продукцию строительства оценивают по следующим видам:

  • сметная стоимость - это максимальный размер расходов на строительство каждого отдельного объекта;
  • прейскурантная цена - усредненную сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и т.п.);
  • договорная цена, устанавливаемая по договоренности между субъектами сделки;

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за передвижение груза и пассажиров, взимаемая транспортными компаниями с отправителей грузов и населения.

Тариф состоит из следующих частей:

  • затраты и прибыль транспортных организаций;
  • НДС (налог на добавленную стоимость).

Тарифы на коммунальные услуги населению - плата за услуги, оказываемые бытовыми и коммунальными службами.

Розничные, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, являются показателями внешнеэкономических связей государства и зависят от цен, действующих на мировых рынках. Внешнеторговые цены применяются при экспорте и импорте товаров. Как правило, все внешнеторговые сделки заключаются на основе цен мировых товарных рынков.

Мировая цена - это выражение интернациональной стоимости товара в денежном эквиваленте. На уровень мировых цен влияют спрос и предложение на мировом рынке, изменения валютных курсов, инфляция и пр.

По стадиям ценообразования

Оптовые и розничные

Оптовые цены на промышленную продукцию делятся на следующие подвиды:

  • оптовые цены предприятий (или отпускная цена);
  • оптовые цены промышленности.

Оптовые цены предприятий (или отпускная цена) - это цены, которые устанавливаются непосредственно производителем продукции. По отпускным ценам предприятие продает свою продукцию оптовым организациям или другим фирмам, предприятиям или организациям.

Оптовые цены промышленности - это цены, по которым производится оплата продукции, поставляемой оптовыми организациями предприятиям, фирмам и организациям-потребителям.

По территории действия

Единые и региональные

Классификация цен в зависимости от территории действия:

  • единые - устанавливаются на такие виды продукции, как газ, энергия, транспорт и т.д.;
  • региональные - регулируются органами местного самоуправления. К региональным ценам относят цены на большинство коммунальных услуг, оказываемых населению.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке какой-либо продукции:

  • единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены для всех потребителей;
  • зональные цены. Для каждой географической зоны предполагаются различные виды цен;
  • цена в месте производства продукции. По этой цене продукция передается покупателю в том месте, где она была изготовлена;
  • цены, определяемые на основе базисного пункта. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика пункта, транспортных расходов по доставке продукции до места назначения.

По степени участия государства в ценообразовании

Жестко фиксированные - этот тип цен является основным в условиях административно-командной экономики;

Регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах; устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

Свободные (не подвержены прямому вмешательству: формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По характеру ценовой информации

В зависимости от формы продаж цены делятся на:

  • контрактные (договорные), т.е. цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
  • биржевые котировки - уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки за качество, удаленность от места поставки;
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  • аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционная цена тоже является розничной ценой.

Аукционная цена - это цена на товар, проданный на аукционе, определенная в процессе торгов. Особенностью аукционной цены является то, что она может значительно разниться с рыночной ценой (быть выше рыночной цены).

Цены товарных аукционов применяются для продукции сельского, лесного хозяйства, пушно-мехового товара, драгоценных камней, антиквариата, предметов искусства.

Биржевые котировки - это цены на массовые, однородные и взаимозаменяемые товары, действующие на специально организованных постоянно действующих (в отличие товарных аукционов) рынках.

В качестве товара на товарных биржах выступают цветные металлы, сельскохозяйственное непродовольственное сырье (фанера, хлопок, шерсть), нефтепродукты и т. д.

Биржевые котировки - это цены реальных контрактов, они являются ориентирами для определения цен на товары, продаваемые по обычным контрактам.

На биржевые цены сильно влияют изменение конъюнктуры рынка, спекуляция и прочие случайные факторы. Цена биржевого товара представляет собой разновидность оптовой (отпускной) цены промышленности.

Цена биржевого товара (биржевых сделок) основывается на биржевых котировках и устанавливается с учетом надбавок и скидок с них, которые зависят от качества товара и удаленности от места назначения.

Цены аукционов и биржевые котировки сообщаются в специальных изданиях, которые выпускаются биржевыми и аукционными комитетами.

Цены торгов - это цены, которые используются в особой форме специализированной торговли, основанной на заказах на поставку товаров или получение подрядов на работы определенного вида в соответствии с условиями, установленными заранее в специальном документе (тендере). Тендер основывается на принципах конкуренции, т. е. предполагается привлечь в установленные сроки предложения от некоторого количества производителей и затем выбрать наиболее выгодные для организаторов.

Характерная черта такой формы торговли - наличие нескольких продавцов (оферентов) и единственного покупателя (заказчика), выбирающего самое выгодное (в том числе и по цене) предложение.

В зависимости от степени новизны товара

Цена «снятия сливок». Устанавливается максимально высокая цена при реализации нового товара;

Цена «проникновения на рынок». Более низкая цена на продукцию по сравнению с аналогичными ценами конкурентов;

«Психологическая» цена. Цена не округляется до целого значения, например 999 руб. вместо 1000 - у покупателя создается ощущение более низкой цены и выигрышности покупки;

Престижная цена - устанавливается на товары высокого качества известной фирмы;

«Цена следования за лидером». Цена на продукцию устанавливается на уровне главного конкурента;

Цена с возмещением издержек производства. Организация устанавливает цену на новый вид продукции, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли.

По способу получения информации

Для определения цены товара при заключении договора или контракта продавцы и покупатели ориентируются на следующие виды цен.

Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретною заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм;

Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам и включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время

На те товары, которые реализуются на рынке в течение достаточно долгого периода, устанавливаются цены следующих видов.

Скользящая (падающая) цена - это цена, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Как правило, с насыщением рынка она понижается, это относится в большей мере к оптовым ценам, так как розничные цены могут оставаться относительно стабильными. Цены данного вида устанавливаются в большинстве случаев на товары первой необходимости, тогда цены на товары и объемы выпуска тесно взаимосвязаны. При больших объемах производства у фирмы имеются широкие возможности снижения издержек производства, а следовательно, цены.

Долговременная цена - это цена, которая устанавливается на товары, пользующиеся массовым спросом. Она не изменяется в течение длительного периода времени. Но некоторые свойства товара, в за виси-мости от конъюнктуры рынка могут изменяться, например может уменьшаться их размер или снижаться качество.

Цены потребительского сегмента рынка - это цены на примерно одинаковые виды товаров и услуг, но продаваемые группам населения с различным уровнем доходов и в связи с этим неодинаковые.

Это цены например на авиабилеты разных классов, на билеты в театр (могут быть в партер или в ложу). В этом случае проблема в том, чтобы определить соотношение цен на различающиеся по качеству товары и услуги.

Гибкая цена - это цена, которая изменяется под воздействием спроса и предложения. Данный вид цены используется при резких колебаниях спроса и предложения в короткие периоды времени, например гибкие цены устанавливаются при реализации в течение дня скоропортящихся продуктов (свежей рыбы, цветов и т. п.).

Эта цена эффективна, если право принятия ценовых решений принадлежит непосредственно продавцу.

Преимущественная цена - это сниженные цены на товары фирм, занимающих лидирующее положение на рынке (доля рынка должна составлять 70-80 %).

Цены на товары, выпуск которых прекращен.

Данный вид цен не следует путать со сниженными ценами распродажи, эти цены устанавливаются на снятые с производства изделия при реализации их ограниченному кругу покупателей, имеющих потребность именно в этих товарах. Примером таких товаров являются запчасти к легковым автомобилям, снятым с производства. Цены на товары, выпуск которых прекращен, выше, чем цены на обычные товары.

Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий, - это цена, которая устанавливается на товары, которые являются дополнительными к другим товарам, реализуемым по нормальной цене. Данный вид цен используется в качестве рекламы своей продукции.

Договорная цена - это цена, при установлении которой учитываются различные льготы и скидки с обычной цены.