Цена и виды цен

Цена: оптовая, розничная и закупочная

Grandars Экономика фирмы Цена и виды цен

В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики все цены подразделяются на:

  • оптовые цены — это вид цен, по которым предприятие, или снабженческо-сбытовая, или оптовая организация реализуют свою продукцию другим предприятиям или организациям.
  • трансфертные цены устанавливаются на хозяйственные операции, осуществляемые между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний.
  • закупочные цены — это цены, по которым закупается сельскохозяйственная продукция у сельскохозяйственных предприятий, фермеров и населения;
  • розничные цены — цены, по которым реализуются товары населению, предприятиям и организациям через розничную сеть.
  • цены на строительную продукцию;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта — это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая с отправителей грузов и населения транспортными организациями;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот — это цены, по которым осуществляются расчеты по экспортно-импортным операциям;
  • тарифы на платные услуги, оказываемые населению, представляют собой систему ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют свои услуги потребителям.

Оптовые

Цены оптовые — цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную — путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

Оптовая цена предприятия включает в себя полную себестоимость продукции, прибыль предприятия, различные надбавки (скидки) к цене.

Ропт = Себестоимость + Прибыль ± Надбавка или Скидка

Оптовые цены подразделяются на оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Отпускная цена предприятия включает в себя оптовую цену предприятия, НДС и акцизные сборы.

Роптмр = Оптовая цена предприятия + НДС + Акцизные и другие сборы

Оптовая (отпускная) цена промышленности состоит из оптовой (отпускной) цены предприятия, издержек и прибыли снабженческо- сбытовой или оптовой организации, НДС, акцизных сборов.

Рпром = Оптовая или отпускная цена предприятия + Издержки снабженческо-сбытовой (оптовой) организации + прибыль снабженческо-сбытовой (оптовой) организации + НДС + Акцизные и другие сборы

Розничные

Цены розничные — цены, по которым товары реализуются конечному потребителю — населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами.

Розничная цена включает оптовую (отпускную) цену промышленности, издержки обращения и прибыль торгового предприятия или организации (торговая надбавка или скидка), НДС, акцизные сборы.

Рторг = Отпускная цена + (Издержки торговой организации + Прибыль торговой организации) + НДС + Акцизные сборы

Закупочные

Цены закупочные — цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям. Если такие производители реализуют продукцию несельскохозяйственного происхождения (например, избыточную технику), эти цены являются оптовыми. В больших объемах сельскохозяйственная продукция закупается в основном государственными органами для создания фондов как материальной базы государственной политики. Закупочными называются также цены, по которым сельскохозяйственную продукцию большими партиями закупают и негосударственные предприятия, и организации (например, мясокомбинаты). Если сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то используют понятие «розничные цены».

От понятия «закупочные цены» следует отличать понятие «цены государственных закупок». Цены государственных закупок — цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (а не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Продукция, являющаяся объектом государственных закупок, характеризуется повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, топлива, зерно, хлопок и др.).

В отличие от цен других видов посредством цен государственных закупок решаются в первую очередь общенациональные задачи, поэтому государство предоставляет продавцу определенные льготы.

Цены и стадии ценообразования

При дифференциации цен по стадиям ценообразования цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии.

Формирование цен в процессе движения товаров может быть представлено в виде табл. 1.

Пример. Себестоимость выпуска единицы товара составляет 4000 руб. Планируемая производителем рентабельность — 20% к себестоимости.

Свободная оптовая цена изготовителя равна

4000 + (4000 · 20 : 100) = 4800 (руб.).

Рассматривая цены изготовителя, нельзя не остановиться на внутрихозяйственных ценах.

Внутрихозяйственные, или трансфертные, цены — цены, по которым рассчитываются между собой подразделения одной хозяйственной структуры. Эти цены часто не ориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, они должны решать внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной структуры. В частном случае внутрихозяйственные цены количественно могут совпадать с ценами изготовителя.

Таблица 1. Виды цен по стадиям ценообразования

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджетов.

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает посреднические надбавки (скидки). Оптовые цены закупки обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена.

Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор). Но в любом случае — это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Grandars Экономика фирмы Цена и виды цен
0.046 сек.