Grandars.ru » Ценообразование » Основы ценообразования »

Индекс цен

Индекс цен — это показатель динамики (увеличения или уменьшения) цен, характеризующий относительное изменение цен за определенный период.

Различают индивидуальный индекс цен, равный отношению цен на данный товар в отчетном году и базисном периоде, и сводный индекс цен, равный отношению стоимости группы товаров, проданных в отчетном периоде, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода.

Индекс исчисляется по отношению к базовой величине. Наиболее распространенные индексы: индекс потребительских цен, индекс цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта (дефлятор) и др.

Индекс потребительских цен измеряет динамику стоимости «корзины» потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных товаров массового потребления, топлива, коммунальных услуг и др.), является основным показателем уровня инфляции в стране и рассчитывается ежемесячно. Цены на предметы роскоши при расчете данного индекса обычно не учитываются.

Индекс цен производителей — показатель изменения оптовых цен производителей за определенный период времени. Он измеряет уровень цен на стадии производства или оптовой торговли и широко применяется в деловой практике.

Дефлятор ВВП — математический инструмент статистического анализа; представляет собой величину, обратную индексу цен, рассчитанному по всему ВВП, т.е. представляет собой отношение базы (100% или 1) к индексу цен. например 110%, или 1,1. Используется в качестве пересчета текущих цен в неизмененные цены путем умножения на соответствующий экономический показатель. Например, объем производства текущего года в прошлогодних ценах равен объему в текущих ценах, умноженному на дефлятор.

Индекс стоимости жизни — показатель изменения цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину определенных категорий населения.

Уровень, или темп, инфляции определяется по формуле

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг, или при повышении цены потребительской корзины для ее реализации потребуется рост денежной массы.

Госкомстат России рассчитывает индекс потребительских цен ежемесячно и нарастающим итогом с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в организациях розничной торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски), а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год.

Снижение цен на нефть, отток капитала из России сформировали условия для ослабления рубля. Эти факторы поддерживали сохранение высоких темпов роста цен, и в итоге инфляция на потребительском рынке в 2008 г. превысила установленные на год целевые ориентиры. В 2008 г. инфляция на потребительском рынке повысилась по сравнению с 2007 г. на 1,4 процентного пункта и составила 13,3% (декабрь к декабрю). Базовая инфляция составила 13,6% против 11,0% в предыдущем году. Темпы удорожания продуктов питания, товаров непродовольственной группы, платных услуг населению в 2008 г. были выше аналогичных показателей в 2007 г.

Повышение темпов инфляции происходило в условиях замедления роста реальной заработной платы (109,7% в 2008 г. против 117,2% в 2007 г.) и существенного ухудшения ситуации в сфере занятости: так, в текущем году по сравнению с предыдущим годом общая численность безработных увеличилась на 4,3% (в 2007 г. — сократилась на 13,3%). Показатели инфляции в России приведены в табл. 1.

Таблица 1. Уровень инфляции в России в 2004-2009 гг., %

Месяц

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Январь

1.8

2.6

2.4

1.7

2.3

2.4

Февраль

1

1.2

1.7

1.1

1.2

1.7

Март

0.8

1.3

0,8

0,6

1.2

1.3

Апрель

1

1.1

0.4

0.6

1.4

0.7

Май

0.7

0.8

0.5

0,6

1.4

0.6

Июнь

0.8

0.6

0,3

0,6

1.0

0.6

Июль

0.9

0.5

0,7

1.0

0,5

0,6

Август

0.4

-0.1

0,2

0.1

0,4

0,0

Сентябрь

0.4

0.3

0.1

0.8

0,8

0,0

Октябрь

1,1

0.6

0,3

1.6

0,9

0,0

Ноябрь

1.1

0.7

0.6

1.2

0.8

0.3

Декабрь

1.1

0.8

0,8

1.1

0,7

0,4

Итого

11,7

10,9

9.0

11,9

13,3

8,8

При расчете индекса цен также необходимо учитывать как изменение цен на товары и услуги, так и изменение их структуры. Для этих целей рассчитываются особые индексы цен, которые именуются соответственно индексом Ласпейраса и индексом Пааше.

Дефлятор

Используется также индекс валового внутреннего продукта, который также называется дефлятором ВВП.

Дефлятор — это коэффициент, используемый для пересчета экономических показателей, исчисленных в денежном выражении, в целях приведения их к уровню цен предыдущего периода. С помощью дефлятора можно вычислить, например, реальную заработную плату за конкретный период. Индекс ВВП включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены на сырье, материалы, оборудование, поэтому считается более оптимальным.

Так, в условиях глобального экономического кризиса ситуация в сфере производства важнейших видов отечественных товаров и услуг в сфере занятости существенно ухудшилась, резко снизилась инвестиционная активность. Индекс выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности составил в 2008 г. 104,5% против 108,0% в 2007 г.

Основные критерии при определении вида инфляции следующие:

  • индекс цен;
  • степень расхождения роста цен по различным группам;
  • ожидаемые темпы инфляции.

Различают внутренние и внешние причины инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить нсдснежныс и денежные (монетарные).

Неденежные факторы:

  • нарушение отраслевых пропорций хозяйства;
  • циклическое развитие экономики;
  • монополизация производства;
  • несбалансированность инвестиций;
  • государственно-монополистическое ценообразование;
  • кредитная экспансия;
  • экстраординарные обстоятельства социально-политического характера.

Денежные факторы.

  • дефицит бюджета;
  • рост государственного долга;
  • эмиссия денег сверх потребности;
  • увеличение кредитных рычагов обращения в результате расширения кредитной системы, увеличение скорости обращения денег.

Внешними причинами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Нарушение баланса между совокупным спросом и предложением приводит к нарушению общего макроэкономического равновесия. Наряду с вышеперечисленными причинами это происходит также из-за инфляционных ожиданий.

Динамика основных макроэкономических индикаторов в России в 2004-2008 гг. приведена в табл. 2.

Таблица 2. Основные макроэкономические индикаторы в России в 2004-2008 гг.

Показатель

Год

2004

2005

2006

2007

2008

Объем ВВП: млрд руб.

17 048,1

21 625,4

26 903,5

33 113.5

41 540,4

% к предыдущему году

107.2

106,4

107,7

108.1

105,6

Профицит федерального бюджета. % к ВВП

4.3

7.5

7.4

5.4

4.1

Объем промышленного производства. % к предыдущему году

108,0

105,1

106,3

106.3

102,1

Объем продукции сельского хозяйства. % к предыдущему году

103,0

102,3

103,6

103,4

110,8

Оборот розничной торговли. % к предыдущему году

113,3

112,8

114.1

116,1

113,0

Инвестиции в основной капитал. % к предыдущему году

113,7

110.9

116,7

122,7

109,8

Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году

110,4

112,4

113,5

112.1

102,7

Уровень безработицы, % к экономически активному населению (в среднем за период)

8.2

7.6

7.2

6.1

6.3

Индекс потребительских цен

111,7

110,9

109,0

111.9

113,3

Инфляционные ожидания — это предлагаемые и отчасти прогнозируемые ожидаемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую денежно-финансовую и ценовую политику, оценивают уровень доходов, расходов и прибыль. Инфляционные ожидания являются достаточно субъективным фактором, но его приходится учитывать при расчетах инфляции в экономических моделях.

При отсутствии инфляционных ожиданий в условиях гибких цен и процентных ставок проявляется другая закономерность — так называемый эффект Пигу. Внезапный скачок цен потребители могут посчитать случайным и кратковременным явлением. Тогда они начинают сберегать денежные средства. Уменьшение потребительского спроса оказывает давление на цены в сторону их снижения.

Сущность, масштабы и проявления инфляции

Инфляция — это снижение покупательной силы денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен.

В России в 1992 г. после отмены государственного контроля почти над всеми ценами потребительские цены выросли в 26 раз, затем вплоть до 1997 г. темпы ценового прироста снижались. Динамику потребительских цен иллюстрирует табл. 3.

Таблица 3. Индексы потребительских цен в России в 1992-2004 гг. (декабрь отчетного года к декабрю предыдущего года), %

В странах Запада, в том числе в странах с относительно стабильной экономикой, наблюдается значительный разброс среднегодовой динамики цен. Так, в период 1975-2003 гг. он составил в США от 1,6 до 13,5%, в Японии — от-0,1 до 11,8; в Великобритании — от 3,4 до 24,2; в Греции — от 13,7 до 24,7%. В последующие годы динамика цен в развитых странах практически стабилизировалась на невысоком уровне.

Таблица 4. Индексы потребительских цен, % к предшествующему периоду (году)

В отдельные периоды (ФРГ — 1986 г., Япония — 1995, 2000 гг.) наблюдалось даже некоторое снижение потребительских цен. По прогнозу, темпы инфляции в индустриально развитых странах в ближайшие годы сохранятся в среднем на уровне 2,5-3%. Иная картина наблюдается в развивающихся странах, где среднегодовой темп инфляции удерживается на уровне 8-12%. В Колумбии, Перу, Боливии темпы инфляции в отдельные годы достигали сотен и тысяч процентов.

Представители монетаристской школы полагают, что инфляционный рост цен связан главным образом с негативными процессами в сфере кредитно-денежного обращения: растет денежная масса и вслед за этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены. При этом связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная. Если поднимаются цены, то для обеспечения товарооборота требуется больше денег. Растут цены — увеличивается денежная масса. Увеличивается количество денег в обращении — растут цены.