Индекс цен

Grandars Экономика фирмы Основы ценообразования

Индекс цен — это показатель динамики (увеличения или уменьшения) цен, характеризующий относительное изменение цен за определенный период.

Различают индивидуальный индекс цен, равный отношению цен на данный товар в отчетном году и базисном периоде, и сводный индекс цен, равный отношению стоимости группы товаров, проданных в отчетном периоде, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода.

Индекс исчисляется по отношению к базовой величине. Наиболее распространенные индексы: индекс потребительских цен, индекс цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта (дефлятор) и др.

Индекс потребительских цен измеряет динамику стоимости «корзины» потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных товаров массового потребления, топлива, коммунальных услуг и др.), является основным показателем уровня инфляции в стране и рассчитывается ежемесячно. Цены на предметы роскоши при расчете данного индекса обычно не учитываются.

Индекс цен производителей — показатель изменения оптовых цен производителей за определенный период времени. Он измеряет уровень цен на стадии производства или оптовой торговли и широко применяется в деловой практике.

Дефлятор ВВП — математический инструмент статистического анализа; представляет собой величину, обратную индексу цен, рассчитанному по всему ВВП, т.е. представляет собой отношение базы (100% или 1) к индексу цен. например 110%, или 1,1. Используется в качестве пересчета текущих цен в неизмененные цены путем умножения на соответствующий экономический показатель. Например, объем производства текущего года в прошлогодних ценах равен объему в текущих ценах, умноженному на дефлятор.

Индекс стоимости жизни — показатель изменения цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину определенных категорий населения.

Уровень, или темп, инфляции определяется по формуле

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг, или при повышении цены потребительской корзины для ее реализации потребуется рост денежной массы.

При расчете индекса цен также необходимо учитывать как изменение цен на товары и услуги, так и изменение их структуры. Для этих целей рассчитываются особые индексы цен, которые именуются соответственно индексом Ласпейраса и индексом Пааше.

Grandars Экономика фирмы Основы ценообразования
0.082 сек.