Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена — денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время.
При товарных отношениях цена является связующим звеном между производителем и потребителем, т.е. механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а следовательно, между ценой и стоимостью.
Учётная
Учёт и измерение затрат общественного труда.
Цена выражает в денежном эквиваленте стоимость труда, сырья, материалов, определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. Данная функция цены позволяет провести сопоставление и сравнение различных товаров (услуг), организовать товарообмен, определить оптимальную стоимость товара в денежном выражении. Также данная функция помогает в расчете стоимостных показателей: валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.
Стимулирующая
Стимулирует или сдерживает производство, продажу и покупку товаров и услуг.
Цена имеет непосредственное воздействие на производство и потребление товаров и услуг, оказывает стимулирование производства продукции через закладываемый в них уровень прибыли.
Посредством цены можно:
- воздействовать на развитие науки и техники;
- способствовать более рациональному использованию ресурсов;
- воздействовать на уровень качества продукции;
- воздействовать на структуру выпуска продукции и ее потребления.
Распределительная
Оказывает перераспределение чистого национального дохода.
Под воздействием рыночных факторов возникают различные колебания цен, вследствие чего происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения.
Функция балансирования
Способность воздействовать на спрос и предложение, производство и потребление.
С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.
Цена в случае недостатка товаров поощрительно воздействует на увеличение предложения, так как на дефицитные товары устанавливается высокая цена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.
В случае избытка товаров спрос падает, цена понижается, и вслед за ней уменьшается и предложение.
Функция рационального размещения
Перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Функция рационального размещения производства состоит в том, что посредством ценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одного сектора туда, где более высокая норма прибыли. Такое передвижение капиталов инициируется непосредственно производителями, которые в своей деятельности подчиняются законам конкуренции и спроса.