Ценообразующие факторы

Grandars Экономика фирмы Основы ценообразования

В условиях рыночной экономики на формирование цен влияют факторы, получившие название ценообразующих.

Ценообразующие факторы — это комплекс взаимосвязанных экономических, политических и психологических сил и интересов, под влиянием которых формируется цена.

Классификация факторов ценообразования

Факторы

Характеристика

По уровню

Макроэкономические

Действующие в масштабах экономики

Отраслевые

Действующие в масштабах отрасли

Микроэкономические

Действующие на уровне предприятия

По отношению к деятельности предприятия

Внешние

Не зависящие от деятельности предприятия

Внутренние

Определяемые предприятием

По направлению воздействия

Прогрессивные

Способствующие росту цен

Регрессивные

Способствующие снижению цен

На внешние факторы предприятия влиять не могут, но должны учитывать в процессе ценообразования. Внутренние факторы — это факторы, контролируемые предприятием, определяемые характером его деятельности, которые оно формирует и может ими управлять.

Макроэкономические

Факторы макроэкономического уровня относятся к внешним неконтролируемым факторам и включают: состояние финансово-кредитной сферы, налоговую и социальную политику, условия воспроизводства и отраслевую структуру экономики, действующую систему государственного регулирования цен, уровень инфляции в стране и др.

Отраслевые

Отраслевые факторы воздействуют на уровень рыночных цен определенных групп товаров. Выделяют следующие группы факторов: спроса, потребительского выбора, предложения, альтернативных производственных возможностей и государственного регулирования. К факторам спроса относятся факторы, связанные с экономическим положением, поведением потребителей и их численностью.

Факторы потребительского выбора определяют конкурентоспособность данных товаров, их место на рынке среди товаров субститутов.

Факторы предложения зависят от условий функционирования сферы производства: объем предложения товаров; уровень себестоимости в отрасли, цены на ресурсы, услуги, рабочую силу; получаемую в отрасли прибыль и структуру се распределения, инвестиционные процессы.

К факторам, обусловленным альтернативными производственными возможностями, относят предельную и производственную замещаемость товаров, технологий и ресурсов при имеющихся производственных возможностях, а также возникающие альтернативные издержки.

Микроэкономические

Важный фактор цены — расходы торгового предприятия, в первую очередь издержки обращения, так как преимущество на рынке получают те предприятия, у которых уровень ниже.

Внутренние

Условно ценообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать.

Во-первых, это мероприятия, связанные с управлением затратами.

Внешние

К внешним ценообразующим факторам относятся факторы, не подконтрольные фирме, на которые фирма не в состоянии влиять.

Внешние факторы, обусловленные национальной экономикой:

  • государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;
  • разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики;
  • использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары:
  • установление минимальной оплаты груда;
  • проведение антимонопольной политики;
  • инфляционные процессы;
  • уровень благосостояния народа;
  • вкусы и предпочтения потребителей и др.

Внешние факторы, связанные с мировой экономикой:

  • изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках);
  • изменение валютных курсов;
  • конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков:
  • использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др.

Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.

Grandars Экономика фирмы Основы ценообразования
0.055 сек.