Grandars.ru » Ценообразование » Основы ценообразования »

Ценообразующие факторы

В условиях рыночной экономики на формирование цен влияют факторы, получившие название ценообразующих.

Ценообразующие факторы — это комплекс взаимосвязанных экономических, политических и психологических сил и интересов, под влиянием которых формируется цена.

Классификация факторов ценообразования

Факторы

Характеристика

По уровню

Макроэкономические

Действующие в масштабах экономики

Отраслевые

Действующие в масштабах отрасли

Микроэкономические

Действующие на уровне предприятия

По отношению к деятельности предприятия

Внешние

Не зависящие от деятельности предприятия

Внутренние

Определяемые предприятием

По направлению воздействия

Прогрессивные

Способствующие росту цен

Регрессивные

Способствующие снижению цен

На внешние факторы предприятия влиять не могут, но должны учитывать в процессе ценообразования. Внутренние факторы — это факторы, контролируемые предприятием, определяемые характером его деятельности, которые оно формирует и может ими управлять.

Макроэкономические

Факторы макроэкономического уровня относятся к внешним неконтролируемым факторам и включают: состояние финансово-кредитной сферы, налоговую и социальную политику, условия воспроизводства и отраслевую структуру экономики, действующую систему государственного регулирования цен, уровень инфляции в стране и др.

Отраслевые

Отраслевые факторы воздействуют на уровень рыночных цен определенных групп товаров. Выделяют следующие группы факторов: спроса, потребительского выбора, предложения, альтернативных производственных возможностей и государственного регулирования. К факторам спроса относятся факторы, связанные с экономическим положением, поведением потребителей и их численностью.

Факторы потребительского выбора определяют конкурентоспособность данных товаров, их место на рынке среди товаров субститутов.

Факторы предложения зависят от условий функционирования сферы производства: объем предложения товаров; уровень себестоимости в отрасли, цены на ресурсы, услуги, рабочую силу; получаемую в отрасли прибыль и структуру се распределения, инвестиционные процессы.

К факторам, обусловленным альтернативными производственными возможностями, относят предельную и производственную замещаемость товаров, технологий и ресурсов при имеющихся производственных возможностях, а также возникающие альтернативные издержки.

Микроэкономические

Торговые предприятия функционируют на потребительском рынке и продают (перепродают) населению (розничная торговля) или юридическим и физическим лицам (оптовая торговля) товары. Источниками поступления товаров являются сельскохозяйственные промышленные предприятия, индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, оптовые, сбытовые и другие организации, поставляющие как отечественные, так и импортные товары.

Изменение цен в торговле происходит последовательно в процессе продвижения товаров на потребительский рынок. В наиболее обобщенном виде цена в торговых предприятиях складывается из цены приобретения, суммы оптовой или торговой надбавки, НДС. Следовательно, цена формируется в процессе продвижения товара, имеет поэлементный состав, в каждом звене к цене прибавляются определенные элементы. Чем больше звеньев, тем больше элементов в составе цены и выше ее уровень. В цену товаров входят себестоимость, прибыль, оптовая и торговая надбавки, а также косвенные налоги (акциз (по подакцизным товарам) и налог на добавленную стоимость).

Одним из важных факторов, определяющих уровень цен в торговле, являются цены приобретения товаров, так как именно к ним прибавляют надбавки торговые предприятия.

Другой важный фактор цены — расходы торгового предприятия, в первую очередь издержки обращения, так как преимущество на рынке получают те предприятия, у которых уровень ниже. Снижению издержек способствует рост масштабов продаж, обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы, оптимизация ассортимента товаров, логистика, экономия материальных ресурсов, совершенствование организации торгового процесса, системы управления, выбор оптимальных каналов поступления товаров, совершенствование договорных отношений с поставщиками с точки зрения договоренности по ценам приобретения, срокам и способам оплаты. Текущие расходы на предприятии зависят от уровня обслуживания, организации рекламной деятельности, построения грамотной сбытовой политики, умения продвигать товар на рынок, организации сервиса и послепродажного обслуживания покупателей и др.

Уровень цены зависит от качества продаваемых предприятием товаров, уровня оказываемых торговых услуг, параметрических характеристик товаров, степени их соответствия моде и вкусам потребителей. Это предполагает:

  • изучение мнения покупателей о качестве приобретенных товаров, его соответствия цене, об уровне торгового обслуживания;
  • осуществление маркетинговых исследований с целью изучения потенциального и неудовлетворенного спроса, выявления потенциальных покупателей, формирования своих сегментов потребителей и проведение на этой основе ассортиментной и ценовой политики, соответствующей потребностям покупателей. Имеет значение и конкурентное окружение предприятия торговли — чем сильнее конкуренция, тем большее влияние на цены она оказывает.

Большинство предприятий торговли функционируют на рынке свободной конкуренции, когда уровень цен определяется его конъюнктурой. В этих условиях цена в основном складывается на уровне текущих рыночных цен с незначительными отклонениями, меняется вместе с ней, а задачей предприятия является постоянный контроль собственных расходов для того, чтобы не допустить возможных убытков, и поиск резервов снижения затрат. Устанавливая цены, предприятия обязательно ориентируются на цены конкурентов, а если их цены существенно отличаются, то это должно быть обосновано более качественным сервисным обслуживанием, высоким качеством товаров, их широким ассортиментом, лучшими условиями организации обслуживания покупателей и т.д.

Таким образом, установление цен на предприятиях торговли является в определенной степени искусством, требует учета множества факторов. Предприятия торговли работают непосредственно на потребительском рынке, контактируют с покупателями напрямую и должны постоянно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям работы.

Внутренние

Условно ценообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать.

Во-первых, это мероприятия, связанные с управлением затратами.

Для эффективного функционирования на каждом конкретном предприятии необходимо управлять всеми элементами затрат: материальными; трудовыми; амортизацией и прочими. Целью такого управления на конкретной фирме является создание условий для снижения (или стабилизации) затрат. Так, увеличение объемов производства может способствовать снижению общих затрат, а сокращение — их росту. Рост производительности труда, опережающий темпы роста оплаты труда, также приводит к снижению затрат за счет уменьшения доли в себестоимости заработной платы. Улучшение системы нормирования материальных ресурсов способствует сокращению затрат на них.

Во-вторых, это формирование оптимальной номенклатуры фирмы. Как правило, предприятия выпускают несколько видов продукции, которые имеют различный уровень рентабельности. Предприятию выгодно производить изделия с высокой рентабельностью. Поэтому оно может изменять ассортиментную структуру производства в пользу высокорентабельной продукции.

В-третьих, это совершенствование маркетинговых исследований рынка, что предполагает более глубокое изучение конкурентной среды, рекламной деятельности, повышение имиджа фирмы и др.

В-четвертых, это привлечение финансовых ресурсов и их эффективное использование. Оптимальное соотношение между собственными и заемными финансовыми ресурсами может способствовать снижению или стабилизации цен. Это связано с возможностями расширения производства. Привлечение заемных средств (к примеру, банковского кредита) требует не только их возврата, но и определенной платы в виде процента. Привлечение кредитов целесообразно, если рентабельность производства выше процента за кредит, а деловая активность (оборачиваемость) находится на высоком уровне. В этом случае использование кредитов может создать условия для снижения цен.

В-пятых, это обоснованное формирование и использование ценовой политики фирмы. От того, какую ценовую политику использует фирма, формируются цены на конкретные группы товаров, которые могут преследовать различные цели: завоевание сегмента рынка (низкие цены); формирование у потенциальных потребителей спроса на продукцию фирмы (низкие цены); использование высокого имиджа фирмы (высокие цены); получение сверхприбыли (высокие цены) и т.д.

В-шестых, это совершенствование организационного механизма предприятия. К нему можно отнести совершенствование работы с поставщиками и потребителями, выбор системы оплаты продукции и материальных ресурсов, оптимизация организационной структуры и др.

Внешние

К внешним ценообразующим факторам относятся факторы, не подконтрольные фирме, на которые фирма не в состоянии влиять.

Внешние факторы, обусловленные национальной экономикой:

  • государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;
  • разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики;
  • использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары:
  • установление минимальной оплаты груда;
  • проведение антимонопольной политики;
  • инфляционные процессы;
  • уровень благосостояния народа;
  • вкусы и предпочтения потребителей и др.

Внешние факторы, связанные с мировой экономикой:

  • изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках);
  • изменение валютных курсов;
  • конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков:
  • использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др.

Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.