В условиях рыночной экономики на формирование цен влияют факторы, получившие название ценообразующих.
Ценообразующие факторы — это комплекс взаимосвязанных экономических, политических и психологических сил и интересов, под влиянием которых формируется цена.
Классификация факторов ценообразования |
Факторы |
Характеристика |
По уровню |
Макроэкономические |
Действующие в масштабах экономики |
Отраслевые |
Действующие в масштабах отрасли |
|
Микроэкономические |
Действующие на уровне предприятия |
|
По отношению к деятельности предприятия |
Внешние |
Не зависящие от деятельности предприятия |
Внутренние |
Определяемые предприятием |
|
По направлению воздействия |
Прогрессивные |
Способствующие росту цен |
Регрессивные |
Способствующие снижению цен |
На внешние факторы предприятия влиять не могут, но должны учитывать в процессе ценообразования. Внутренние факторы — это факторы, контролируемые предприятием, определяемые характером его деятельности, которые оно формирует и может ими управлять.
Макроэкономические
Факторы макроэкономического уровня относятся к внешним неконтролируемым факторам и включают: состояние финансово-кредитной сферы, налоговую и социальную политику, условия воспроизводства и отраслевую структуру экономики, действующую систему государственного регулирования цен, уровень инфляции в стране и др.
ОтраслевыеОтраслевые факторы воздействуют на уровень рыночных цен определенных групп товаров. Выделяют следующие группы факторов: спроса, потребительского выбора, предложения, альтернативных производственных возможностей и государственного регулирования. К факторам спроса относятся факторы, связанные с экономическим положением, поведением потребителей и их численностью.
Факторы потребительского выбора определяют конкурентоспособность данных товаров, их место на рынке среди товаров субститутов.
Факторы предложения зависят от условий функционирования сферы производства: объем предложения товаров; уровень себестоимости в отрасли, цены на ресурсы, услуги, рабочую силу; получаемую в отрасли прибыль и структуру се распределения, инвестиционные процессы.
К факторам, обусловленным альтернативными производственными возможностями, относят предельную и производственную замещаемость товаров, технологий и ресурсов при имеющихся производственных возможностях, а также возникающие альтернативные издержки.
Микроэкономические
Важный фактор цены — расходы торгового предприятия, в первую очередь издержки обращения, так как преимущество на рынке получают те предприятия, у которых уровень ниже.
Внутренние
Условно ценообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.
К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать.
Во-первых, это мероприятия, связанные с управлением затратами.
Внешние
К внешним ценообразующим факторам относятся факторы, не подконтрольные фирме, на которые фирма не в состоянии влиять.
Внешние факторы, обусловленные национальной экономикой:
- государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;
- разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики;
- использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары:
- установление минимальной оплаты груда;
- проведение антимонопольной политики;
- инфляционные процессы;
- уровень благосостояния народа;
- вкусы и предпочтения потребителей и др.
Внешние факторы, связанные с мировой экономикой:
- изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках);
- изменение валютных курсов;
- конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков:
- использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др.
Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.