Затраты на качество

Распространено традиционное мнение, что за качество должен платить потребитель. Если потребитель хочет получить продукт или услугу более высокого качества, считается, что за это он должен заплатить, компенсируя тем самым дополнительные затраты производителя на обеспечение этого качества. Эта традиционная точка зрения возникла от непонимания основных концепций всеобщего менеджмента качества и, соответственно, тех выгод, которые в первую очередь производитель получает в результате производства высококачественной продукции или оказания соответствующих услуг.

Виды затрат на качество

При анализе затрат на качество продукции следует учитывать, что общая стоимость качества включает затраты на соответствие и издержки на несоответствие, классификация которых приведена на рис. 1.

Затраты на соответствие — это самый выгодный для производителя в настоящее время вид инвестиций, т.е. инвестиции на предупреждение брака.

Издержки на несоответствие — финансовые и моральные издержки производителя на изготовление, выявление и исправление брака.

Рис. 1. Классификация затрат на качество

Затраты на превентивные действия (с1) — это затраты производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, включая затраты на разработку, внедрение и поддержание системы качества, обеспечивающие снижение риска потребителя получить продукт или услугу, не соответствующие его ожиданиям.

Затраты на инспекцию или контроль качества 2) — затраты производителя на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства или оказания услуг, с целью их исключения до момента поступления продукта потребителю или завершения оказываемых ему услуг.

Эти затраты при работе любого производителя являются неизбежными. Их часто называют затратами на оценку качества, так как они включают также приемо-сдаточные испытания готовой продукции, проводимые в обязательном порядке каждым производителем для оценки ее надежности перед поставкой потребителю. Эти затраты включают затраты на разработку и внедрение систем контроля, оплату контролеров и операторов, осуществляющих контроль, стоимость или амортизацию измерительных инструментов и т.п., т.е. затраты производителя на инспекцию любой стадии жизненного цикла продукции.

Издержки на внутренний брак 3) — затраты производителя на устранение выявленных им в процессе производства или услуг дефектов (как внутренних, так и внешних) с учетом затрат на изготовление качественной продукции взамен забракованной.

К издержкам на внутренний брак относятся, например:

  • затраты на производство выявленного брака и последующую его переработку;
  • затраты на доработку конструкции или проекта;
  • затраты на перепроверку проведенных исправлений;
  • затраты на 100%-ную сортировку партии продуктов в случае отрицательных результатов выборочного контроля качества;
  • потери от снижения цены па некачественные продукты и пр.

Поэтому эти затраты производителя являются его личными издержками, т.е. затратами, которые он не сможет вернуть в дальнейшем за счет потребителя. Уровень этих издержек производителя зависит от количества выявленных им несоответствий требованиям потребителя и этапа жизненного цикла продукта, на котором были обнаружены несоответствия (дефекты), стоимость исправления которых возрастет в соответствии с принципом десятикратных затрат.

Издержки на внешний брак (с4) — дополнительные затраты производителя на исправление несоответствий переданного потребителю продукта по сравнению с тем, что он ему обещал или гарантировал.

К издержкам на внешних брак затратам относятся:

  • затраты на гарантийный ремонт;
  • затраты на расследование причин отказов;
  • затраты на замену продуктов, оказавшихся в эксплуатации в течение гарантийного срока;
  • потери в цене из-за некачественной продукции, обнаруженной вне предприятия, и т.н.

Этот брак выявляется самим потребителем и помимо издержек производителя на бесплатную замену некачественного продукта включает и штрафные санкции. Наличие издержек на внешний брак и их высокий уровень по сравнению с конкурентами особенно опасны для производителя.

Из всех рассматриваемых составляющих стоимости качества ни у кого не вызывает сомнений, что затраты производителя на превентивные действия, входящие в стоимость продукта как часть его стоимости с1, от общей стоимости с, будут возвращены производителю после реализации качественного продукта. В то же время не существует единого мнения на возврат стоимости инспекции и контроля с2 Традиционно считается, что затраты на инспекцию являются также издержками производителя, хотя они и неизбежны.

Что же касается потребителя, то исключение его издержек на качество является частью его требований, с которыми производитель, как правило, вынужден соглашаться. Все согласны с тем, что хорошо организованная система контроля ведет к минимизации некачественной продукции, поступившей на рынок, что с учетом соответствующего роста имиджа компании как «качественной» ведет к улучшению се показателей за счет расширения сектора рынка. А если это так, то затраты производителя на инспекцию частично или полностью возмещаются ему в конечном итоге потребителем. Поэтому не все затраты производителя на инспекцию являются его издержками.

Следует учитывать, что эффект от продукции с остаточным несоответствием, обнаруженным потребителем, очень часто превышает издержки, измеряемые производителем при организации инспекции и контроля. Затраты на инспекцию в конечном счете должны постоянно снижаться по мере совершенствования технологии, приобретения навыков у работающих и улучшения процессов, способствующих уменьшению, а на некоторых операциях процесса и исключению всего некачественного.

Постоянное внимание должно уделяться издержкам на несоответствие. Именно на исправление брака приходится львиная доля всех издержек. Анализ типичных расходов на качество показывает, что затраты, связанные с дефектами, в несколько раз превышают затраты на инспекцию. Соотношение между затратами, связанными с внутренним браком, и затратами, связанными с внешним браком, также очень важно. Первые в основном указывают на необходимость наличия программ совершенствования планирования и производства, тогда как последние — на необходимость совершенствования конструкции и эксплуатационного обслуживания продукции.

Относительные доли элементов затрат изменяются в широких пределах: от организаций различного профиля до однородных организаций. Для большинства случаев справедливы соотношения, приведенные в табл. 1.

Из таблицы видно, что примерно 50-80% всей стоимости качества составляют издержки на производство и последующее исправление брака. Производитель должен сосредоточить свое внимание на полном исключении дефектов. Дефектность — это единственный враг производителя, из-за которого он несет издержки в производстве, причем враг, которого можно легко обнаружить и уничтожить. Именно поэтому японцы ставят цель «нулевого дефекта»,чтобы обеспечить максимум прибыли. С учетом эффективности затрат и мнения потребителя производитель может пойти на временное повышение дефектности. Но «нулевые дефекты» всегда должны быть его конечной целью.

Таблица 1. Относительные доли элементов затрат на качество

Элементы затрат на качество

Доли суммарных затрат, %

Издержки на внутренний брак с4

25...40

Издержки на внешний брак с3

25...40

Затраты на инспекцию с2

10...50

Превентивные затраты с1

0,5...5

Для того чтобы избежать неоправданных издержек, производитель должен делать, как говорят японцы, правильные вещи правильно, в нужное время, в нужном месте и с первого раза. Делать правильные вещи (ценные для потребителя) правильно (хорошо) является целью качества (рис. 2), исповедуемого всеобщим менеджментом качества, и в достижении этой цели производителю помогает объективная и квалифицированная постатейная оценка затрат на качество.

Рис. 2. Пояснение базовой экономики качества

Учет затрат на качество в управлении финансовой деятельностью организации

Для учета денежных средств, затрачиваемых на качество, организацией в целом и ее подразделениями в частности ежемесячно составляются отчеты о затратах на качество. При этом принята следующая последовательность действий по совершенствованию затрат на качество (рис. 3).

Одна из лучших классификаций стоимости качества с позиций TQM связана с различием между затратами на соответствие и издержками на несоответствие продукта требованиям как внешнего, так и внутреннего потребителя. Эти затраты и издержки должны постоянно измеряться, находясь под контролем руководства, так как от них в первую очередь зависит прибыль компании и удовлетворение запросов потребителей.

Затраты на соответствие — это самый выгодный для производителя в настоящее время вид инвестиций, т.е. инвестиций на предупреждение брака. Такие инвестиции позволяют свести до минимума три составляющие стоимости качества (с2, с3, с4) из четырех, т.е. издержки производителя на исправление брака и несоответствий, а в конечном счете — затраты на контроль, возвращая с лихвой вложенные средства.

Рис. 3. Последовательность действий по совершенствованию затрат на качество

Безусловно, на первоначальном этапе процесса улучшения происходит временное возрастание затрат (кайрио) и, следовательно, стоимости продукции. Однако по истечении какого-то времени эти затраты уменьшаются, обеспечивая повышение прибыли производителю при продвижении с каждым шагом (кайдзен) к «нулевому дефекту» и одновременно улучшая его имидж в глазах потребителя. Это также положительно скажется в конечном итоге на повышении прибыльности продукции за счет дополнительного привлечения новых потребителей, а следовательно, за счет увеличения объемов продаж. Путь продвижения к «нулевому дефекту» занимает длительное время, и это продвижение компании, работающей в условиях TQM по улучшению процесса, является постоянным.

Как показывает практика, относительно небольшие затраты на превентивные действия ведут к значительному уменьшению затрат на контроль и издержек на исправление несоответствий. Именно этим объясняется утверждение японцев, что качество не стоит ничего.

Затраты на соответствие включают все виды затрат, связанных с разработкой и обеспечением правильной деятельности всех участников процесса по изготовлению качественной продукции с первого раза.

Эти затраты, как правило, включают:

  • планирование и проектирование ценного для потребителя продукта;
  • проектирование процесса, гарантирующего качество;
  • описание процедур, определяющих, как правильно выполнять задачи;
  • статистический контроль процесса;
  • калибровку оборудования, обеспечивающую производство продукции соответствующей спецификации;
  • обучение и переподготовку персонала, обеспечивающего выполнение поставленных задач;
  • обслуживание оборудования;
  • работу с поставщиками по улучшению качества поставляемых материалов;
  • аудиторскую деятельность, обеспечивающую постоянное улучшение системы.