Экономическая сущность венчурного предпринимательства
Главная задача венчурного финансирования — рост конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или приобретения пакета акций.
Венчурный капитал — это не только инвестиции в малые предприятия, находящиеся на начальной стадии бизнеса, но и инвестиции в акции предприятий, с целью получения высокой прибыли после прохождения листинга и регистрации этих акций на фондовой бирже. Венчурный капитал ориентируется не на дивиденды, а на долгосрочный рост капитала.
Венчурный капитал — представляет собой финансирование акционерного капитала инновационных предприятий малого бизнеса, имеющих значительный потенциал роста на стадии их создания и реализации продукции, в совокупности с консультационной поддержкой и высокой степенью вовлеченности в процесс принятия решений.
Американская практика организации и финансирования поисковых исследований, внедрения результатов в производство породила своеобразную форму инновационного предпринимательства — рисковый (венчурный) бизнес. В США типичной формой хозяйствования рисковый бизнес стал лишь в 1970 — 1980-х гг. с формированием новых направлений научно-технического прогресса, и прежде всего электроники.
К середине 80-х гг. ХХ века в США действовало свыше 650 венчурных фирм. Правительства многих штатов, ищущие возможности помочь местным фирмам в создании новых рабочих мест, тоже стали вступать в ряды венчурных капиталистов. В 1987 году общий объем инвестиций из всех источников венчурного капитала составил примерно 4,5 млрд. долларов.
В США, настоящим венчурным инвестированием считается финансирование проектов старт-ап (start-up), т.е. венчурный капитал чаще используется на начальной стадии разработки продукта и создания опытного образца. Поэтому малые предприятия, которые занимаются наукоемкими разработками, чаще обращаются именно к венчурному капиталу. Основа рыночного успех этих фирм в их быстром росте. Как известно развитие и внедрение новых научно-технических достижений, а значит, расширение производства приводит к ситуации, когда в действие вступает такой фактор как «масштаб производства». В дальнейшем малые предприятия могут захватить большую долю рынка, особенно если это связано с новейшими технологиями.
Рисковые предприятия небольшого, как правило, размера заняты разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты. Этим они отличаются от обычных форм мелкого и среднего бизнеса. Основная сфера распространения рискового бизнеса — новейшие быстрорастущие наукоемкие отрасли: электроника, информатика, химия (новые материалы), новые средства связи, биоинженерия.
Рисковый бизнес отнюдь не случайно получил свое название. Его отличает неустойчивость, ненадежность положения. "Смертность" рисковых организаций очень высока. И лишь единицы превратились в крупных продуцентов высоких технологий, подобно "Ксерокс", "Интел", "Эппл компьютер" и др. Однако отдача оставшихся "в живых" фирм настолько велика как с точки зрения прибыли, так и с точки зрения совершенствования производства, что делает такую практику целесообразной.
