Предпринимательство и бизнес представляют собой самостоятельную, любую инициативную деятельность отдельных граждан или групп граждан, которую они осуществляют на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленную, главным образом, на получение экономической выгоды в форме прибыли.
Задачи и функции коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность — это:
- комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
- особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты работы торгового предприятия;
- товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рынка;
- все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете запросов потребителей;
- оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Таким образом, коммерция — это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями по извлечению природных благ, по производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.
В зависимости от содержания работы коммерческие функции можно подразделить на два основных вида:
- функции коммерческого характера (торговые — закупка, продажа, перепродажа);
- функции производственного характера (технологические — поставка, доставка, приемка, отгрузка).
Функции коммерческого характера — это процессы, связанные со сменой стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров в целях получения прибыли.
К ним относятся работы, связанные с осуществлением процесса купли-продаж и, обмена товаров:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса на товары;
- изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;
- выявление и изучение источников поступления товаров (производителей или посредников), в том числе заключение договоров на поставку, разработку заявок и заказов на товары, организацию учета и контроля выполнения договорных условий, коммерческие расчеты;
- организация и технология проведения оптовых закупок у разных производителей;
- организация и технология оптовой и розничной продажи товаров, включая формы и методы продажи товаров, качество обслуживания;
- стимулирование реализации через рекламно-информационную деятельность и прогрессивные формы торговли;
- формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами;
- страхование товара при доставке.
Функции технологического характера — это процессы, связанные с движением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка).
Коммерческая работа — это деятельность на рынке товаров и услуг в условиях полной экономической свободы, которая определяется пропорциями между спросом и предложением и регулируется государством с помощью экономических рычагов.
Основными задачами коммерческой деятельности в торговле являются:
- вовлечение в товарооборот продукции предприятий различных форм собственности, в первую очередь отечественных производителей.
- изучение и прогнозирование емкости региональных товарных рынков. Для этого необходимо использовать маркетинг, который помогает организовать коммерческую деятельность в условиях рынка;
- развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности;
- создание условий для формирования рынка покупателя. Рынок может характеризоваться как рынок продавца и рынок покупателя. В первом случае спрос на товар превышает предложение, во втором — предложение товаров превышает спрос на них, что определяет приоритетное положение потребителя, так как у него есть варианты выбора товара;
- поиск заинтересованных партнеров и превращение их в своих клиентов на длительное время;
- профессиональное консультирование заинтересованных лиц и клиентов относительно потребительских свойств товара, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
- удовлетворение потребностей покупателей предложением не только основного, но и сопутствующего, дополняющего ассортимента товаров;
- укрепление деловых отношений с клиентами;
- стремление назначать такие цены, которые приносят не только прибыль, но и дают возможность предоставлять льготу покупателям в виде скидки с цены.
Все функции коммерческой деятельности условно делят на две группы.
Непосредственно приносящие прибавочную стоимость:
- реализация товаров;
- оказание дополнительных услуг;
- осуществление экспортно-импортных операций;
- маневрирование товарными ресурсами;
- реклама товаров и услуг;
- проведение правовой и претензионной работы.
Участвующие в формировании доходов:
- изучение рынка и его конъюнктуры;
- формирование и предоставление заявок;
- закупка товаров;
- формирование торгового ассортимента;
- воздействие на промышленность (улучшение качества, расширение ассортимента);
- установление хозяйственных связей;
- организация и проведение ярмарок;
- изыскание дополнительных товарных ресурсов.
Таким образом, коммерческая деятельность представляет собой совокупность правовых, финансово-экономических и организационных знаний и действий, направленных на совершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг для удовлетворения спроса и получения ожидаемой прибыли.
Современным коммерсантам приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем, которые невозможно решать без учета законов рынка, выявления причинно-следственных связей в коммерческих процессах, без теоретических и практических знаний в различных областях: экономике, праве, финансах, менеджменте, маркетинге и т.д.
- Товар, его понятие и свойства. Виды товаров
- Торговля, её виды и функции
- Оптовая торговля
- Оптовая продажа товаров
- Розничная торговля, её функции, задачи и тенденции развития
- Аукцион, сущность и организация товарных аукционов и торгов
- Торговое предприятие
- Предприятия оптовой торговли, их классификация
- Оптовый рынок
- Склад и складские помещения
- Торговые сети
- Торговый центр
- Предприятия розничной торговли и их характеристика