Коммерческая информация в предпринимательстве и способы ее защиты

Коммерческая информация и коммерческая тайна

Чтобы правильно сориентировать производство на требования рынка, принять правильное решение с учетом всех факторов и уменьшить степень риска, необходимо располагать обстоятельной, надежной, оперативной и достоверной информацией.

Под информацией в бизнесе следует понимать данные (сведения), обрабатываемые определенным образом для конкретных людей, проблем, целей, ситуаций.

Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.

Коммерческая информация позволяет предпринимателям:

  • проводить анализ своей деятельности;
  • планировать и осуществлять контроль над ее результатами (т.е. за получением прибыли);
  • получать преимущество в конкуренции;
  • определять (выявлять) отношение покупателей;
  • следить за внешней и внутренней средой;
  • повышать доверие к фирме;
  • координировать стратегию;
  • снижать коммерческие риски.

Таким образом, информационное обеспечение является одним из важнейших элементов управления предпринимательской деятельностью.

Информационное обеспечение включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию выходной информации.

Источниками коммерческой информации могут служить:

  • маркетинговые исследования по конкретным направлениям деятельности;
  • внутренние материалы и документы фирмы;
  • данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности, весьма разнообразна. В зависимости от оснований классификации различают следующие виды информации:

по периоду времени:

  • историческая (ретроспективная) — дает представление об условиях и результатах деятельности в предшествующем периоде);
  • текущая — дает представление о состоянии дел фирмы в настоящий период;
  • прогнозная (вероятная, предположительная) — позволяет оценивать состояние фирмы на последующий период времени;

по отношению к этапам принятия решений:

  • констатирующая — содержит данные о состоянии объектов управления;
  • поясняющая — позволяет сформулировать представление о причинах и факторах, которые вызывают изменения;
  • плановая — применяется при разработке и принятии решения;
  • информация, используемая при контроле, — содержит сведения, связанные с контролем текущей деятельности фирмы;

по степени охвата:

  • общая;
  • локальная (характеризующая часть объекта);

по функциональному назначению:

  • плановая;
  • учетная;
  • нормативно-справочная;
  • статистическая;
  • маркетинговая;

по периодичности поступления:

  • дискретная — поступает на фирму периодически;
  • эпизодическая — поступает единовременно, по мере необходимости;
  • непрерывная (мониторинговая) — поступает в соответствии с ритмом работы изучаемого объекта.

Различают также промышленную и коммерческую информацию.

К промышленной относится информация о технологии и способе производства, о технических открытиях и изобретениях, ноу- хау, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п.

Коммерческая информация содержит сведения о финансово- экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и проч.

Информация представляет определенную ценность для предпринимателя, разглашение тех или иных сведений может создать угрозы экономической безопасности предприятия. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

  • информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
  • информация ограниченного доступа — только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
  • информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеетограничения в распространении.

Конфиденциальная информация — это документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Законом охраняется государственная, служебная, банковская, военная, коммерческая тайна. Часть коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Предпринимательская тайна отождествляется с коммерческой тайной.

Коммерческая тайна — это охраняемое законом право предпринимателя на засекречивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности предприятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам.