Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи».
Понятие хозяйственные связи — довольно широкое и включает в себя совокупность экономических, организационных, коммерческих, правовых, административных, финансовых и других отношений, складывающихся между изготовителями, потребителями и организациями производственной инфраструктуры в процессе поставок товаров по поводу закупок или продаж.
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью представляет собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей экономики с потребителями продукции.
Система хозяйственных связей включает в себя, в частности:
- участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством предоставления заказов и заявок;
- хозяйственные договоры;
- контроль над соблюдением договорных обязательств;
- применение экономических санкций;
- участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
- проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
- установление оптимальных финансовых взаимоотношений и проч.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки товаров народного потребления и продукции производственного назначения покупателям.
Факторы формирования хозяйственных связей
Формирование хозяйственных связей, их общее количество и сложность находятся под влиянием множества разнообразных факторов.
Наиболее существенные факторы:
- масштабы общественного производства и сложность его отраслевой структуры;
- процесс углубления специализации и производственной кооперации в промышленности;
- ассортимент, объемы и качество производимой и потребляемой продукции.
Виды хозяйственных связей
Хозяйственные связи на поставку товаров различаются по структуре и числу участников, срокам действия, ведомственному и территориальному признакам.
По структуре хозяйственные связи могут быть:
- простые (прямые);
- сложные (опосредованные).
К простым (прямым) хозяйственным связям относятся такие, при которых экономические и правовые взаимоотношения по поставкам товаров устанавливаются непосредственно между предприятием — изготовителем товаров и розничным торговым предприятием.
В этих случаях изготовители выступают одновременно в роли непосредственных поставщиков продукции, что влияет не только на характер оформления хозяйственных связей, но и на сам процесс их организации и формы воздействия сторон по взаимному выполнению обязательств.
Они устанавливаются при закупке многих продовольственных (скоропортящихся) товаров, а также непродовольственных крупногабаритных товаров и товаров несложного ассортимента. Такие связи называют прямыми.
К сложным (опосредствованным) относятся такие хозяйственные связи, в которых во взаимоотношениях между производителями и потребителями продукции и в осуществлении ее поставок выступают в качестве посредника оптово-торговые организации. Число посредников может быть различно.
Они согласовывают между предприятиями количество и ассортимент поставляемой продукции, се технические характеристики, частные сроки поставок, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, а также в договорных обязательствах.
По продолжительности действия хозяйственные связи подразделяются на:
- разовые;
- краткосрочные;
- длительные.
Если потребность в товарах систематическая, то предпочтение отдают прямым длительным связям, так как они гарантируют большую стабильность. Длительный характер хозяйственных связей позволяет поставщикам и потребителям согласовывать сроки производства, поставок и потребления продукции, ее качество и ассортимент и на этой основе повышать эффективность производства, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции.
Применительно к отраслевой структуре экономики все возникающие между поставщиками и потребителями хозяйственные связи можно подразделить на два основных типа:
- межотраслевые (межсистемные);
- внутриотраслевые.
При межотраслевых (межсистемных) связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между предприятиями различных систем, министерств, ведомств (промышленное предприятие — оптовая или розничная торговля).
Внутрисистемными хозяйственными связями называют договорные отношения между предприятиями и организациями одной системы (оптовая торговля — розничная торговля).
На основе территориального признака хозяйственные связи подразделяются на:
- межрегиональные и региональные хозяйственные связи по поставкам и перепоставкам товаров;
- территориальные хозяйственные связи по реализации излишков товаров.
По формам организации поставок следует различать хозяйственные связи, организуемые при транзитной форме поставок, т.е. когда продвижение продукции происходит от изготовителей к потребителям, минуя какие-либо промежуточные посреднические звенья, и хозяйственные связи, организуемые при складской форме снабжения, т.е. через склады посреднических организаций.
- Товар, его понятие и свойства. Виды товаров
- Торговля, её виды и функции
- Оптовая торговля
- Оптовая продажа товаров
- Розничная торговля, её функции, задачи и тенденции развития
- Аукцион, сущность и организация товарных аукционов и торгов
- Торговое предприятие
- Предприятия оптовой торговли, их классификация
- Оптовый рынок
- Склад и складские помещения
- Торговые сети
- Торговый центр
- Предприятия розничной торговли и их характеристика