
Термин «биология» ввел французский ученый эволюционист Жан Батист Ламарк в 1802 г.
Биология (от др.-греч. bios [би́ос] — «жизнь» и logos [лóгос] — «наука, учение») — наука о живых организмах.
Предмет
Предметом изучения биологии являются не только живые организмы (их разнообразие, строение, процессы жизнедеятельности, рост, развитие и т. д.), но и взаимодействие живых существ со средой обитания, их распределение по планете Земля, происхождение, эволюция и т. д.
Основные разделы биологии, отличающиеся объектами исследования
Название |
Происхождение названия |
Определение |
Ботаника |
От др.-греч. botane [бо́танэ] — «трава» |
Наука о растениях |
Зоология |
От др.-греч. zoon [зо́он] — «животное» |
Наука о животных |
Микология |
От др.-греч. mykos [ми́кос] — «гриб» |
Наука о грибах |
Бактериология |
От др.-греч. bakteria [бактэ́риа] — «палочка», так как многие бактерии имеют палочковидную форму | Наука о бактериях |
Вирусология |
От лат. virus [ви́рус] — «яд» |
Наука о вирусах |
Методы биологии
Первые методы изучения биологии:
- наблюдение;
- описание;
- сравнение;
- классификация полученных знаний.
Биология являлась описательной наукой.
Современные методы изучения биологии:
- метод наблюдения и описания наиболее древний. Он предполагает наблюдение, описание и анализ конкретных биологических фактов и явлений. Используется в ботанике, зоологии, экологии, генетике. В настоящее время метод используется с применением оптической аппаратуры (световых и электронных микроскопов, эндоскопической техники и т. п.);
- эксперимент дает возможность изолированно изучать свойства и явления живого, а при необходимости многократно воспроизвести требуемые условия;
- сравнительный метод используется в анатомии, эмбриологии и палеонтологии. На его принципах основана систематическая классификация, установление эволюционного родства видов, закономерности возникновения и развития различных форм жизни на Земле;
- исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.
- метод моделирования позволяет воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. В настоящее время активно используется метод компьютерного моделирования. Это дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф (последствия утечки нефти в Мексиканском заливе), направление смены экосистем (восстановление леса после пожаров в Московской области), воздействие новых лекарственных препаратов на организм человека и т. д.
Биологи изучают природу как в полевых условиях, так и в лабораториях. Лаборатории специально оборудованы и оснащены необходимыми инструментами и приборами.
Для изучения мелких и микроскопических объектов исследователи используют увеличительные приборы — лупы, световые и электронные микроскопы. Лупы позволяют увеличить рассматриваемые объекты в 2-20 раз, световые микроскопы — в сотни и тысячи раз, а электронные микроскопы — в 1-2 млн раз.
