Классификация предприятий

Основными признаками классификации предприятий являются следующие: отраслевой признак и вид хозяйственной деятельности, форма собственности, характер правового режима собственности, преобладающий производственный фактор, принадлежность капитала и контроль над ним, организационно-правовая форма, вид производимой продукции.

Классификация по виду и характеру деятельности

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономике страны — промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д.

Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса:

  • производственные;
  • строительные;
  • торговые;
  • транспортно-экспедиторские;
  • научно-производственные и др.

Промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров, обычно это те предприятия, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции.

Торговые предприятия занимаются в основном осуществлением операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.

Классификация по формам собственности

В основе юридического статуса предприятия лежит форма собственности. По формам собственности различают

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные;
  • смешанные.

Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.

Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний, либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренности между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение вопросов зависит от материнского предприятия.

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятия государству принадлежит обычно весь акционерный капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.

Классификация по характеру правового режима собственности:

  • индивидуальные;
  • коллективные:
  • с общей долевой собственностью
  • с общей совместной собственностью.

Классификация по принадлежности капитала и контролю за ним:

  • национальные;
  • иностранные;
  • смешанные.

Классификация в зависимости от пределов ответственности:

  • с полной ответственностью;
  • с ограниченной ответственностью.

Классификация по виду производимой продукции:

  • предприятия по производству товаров;
  • предприятия по оказанию услуг.

Классификация по организационно-правовой форме:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • производственный кооператив;
  • унитарное предприятие.

По сферам деятельности

В этом аспекте выделяют предприятия, действующие в сфере материального — производства и его крупных подразделениях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и строительство).

Другую группу составляет нематериальное производство, отличительным признаком которого является создание особых продуктов — услуг.

Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий-посредников — установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предпринимателей, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т.е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.

Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания; такие показатели, как количество предприятий в этой сфере, численность занятых в ней работников, территориальное размещение, служат косвенным, но убедительным свидетельством уровня развития материального производства. Ведь чем меньшими затратами труда и ресурсов удовлетворяются материальные потребности людей в обществе, тем, следовательно, больше труда и ресурсов оно может направить на удовлетворение нематериальных потребностей. Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг является одной из важнейших характеристик качества и уровня жизни населения. В большинстве развитых стран в этой сфере общественного производства занято более половины экономически активного населения.

По количеству производимой продукции

Предприятия различаются как многопрофильные, производящие разные товары, и специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров

По размерам

Предприятия подразделяются на: крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и меняться по отраслям производства.

Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками — объемом продаж, активами, полученной прибылью.

В экономике России, как и в других странах, функционируют крупные, средние и малые предприятия.

Однако российская экономика характеризуется пока еще низкой долей малого и среднего предпринимательства.

Развитие же малого бизнеса имеет множество важных преимуществ:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социатьных групп;
  • селекция наиболее энергичных, способных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие).

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны.