www.Grandars.ru » Статистика » Экономическая статистика »

Система национальных счетов

Система национальных счетов

Система национальных счетов

Для выявления проблем недостаточного воспроизводства или выявления факторов успеха экономики пользуются совокупностью методов измерения производственной деятельности экономики. Совокупность этих методов образует систему национальных счетов.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Система национальных счетов играет особую роль в экономике:

  • Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.
  • Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющюю характер развития экономики: рост, спад или застой.
  • СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику

В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.

Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов, которые образуют сводные счета. Также разрабатываются счета по секторам и регионам.

Основные показатели системы национальных счетов:

Взаимосвязь показателей экономической деятельности показана ниже.

Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, как правило, соответствует аналог, рассчитываемый на уровне отдельного производителя, хозяйствующего субъекта. Результаты экономической деятельности определяются на основе системы показателей.

Показатели экономической деятельности и методика их расчета:

  • ВВ — Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги
  • ПП — Промежуточное потребление
  • ВДС — Валовая добавленная стоимость = ВВ — ПП + НДС + ЧНИ
  • ВВП — Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ — ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов
  • НДС — Налог на добавленную стоимость
  • ЧНИ — Чистый налог на импорт
  • ЧНП — Чистый налог на продукт
  • ЧВП — Чистый внутренний продукт = ВВП — ПОК
  • НД — Национальный доход = ВВП — ПОК
  • ПОК — Потребление основного капитала
  • ВПЭ — Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов
  • ЧПЭ — Чистая прибыль экономики = ВПЭ — ПОК = (ВВ — ПП) — (ОТ + ЧН + ПОК)
  • РНД — Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ
  • ВРНД — Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП
  • ЧНРД — Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД — ПОК
  • КП — Конечное потребление
  • ВНС — Валовое национальное сбережение = ВРНД — КП
  • Сб — Сбережение = Дт — Рт
  • Дт — Доходы текущие
  • Рт — Расходы текущие
  • ЧТТ — Чистые текущие трансферты из-за границы
  • ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС — ПОК
  • П — Продукты
  • У — Услуги
  • ОТ — Оплата труда

Система национальных счетов сформулирована в концепциях, категориях и терминах рыночной экономики. Рассмотрим те из них, без понимания которых невозможно дальнейшее изучение курса СЭС.

Исходной для баланса народного хозяйства и системы национальных счетов является концепция экономического производства и экономической деятельности.

Экономическое производство — это сфера, где происходит производство национального продукта.

По марксистской концепции в балансе народного хозяйства к сфере экономического производства относилось только материальное производство, т. е. те отрасли экономики, в которых происходило создание конкретных материальных благ: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производственной сферы, торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки сельскохозяйственной продукции и прочие отрасли материального производства.

В Системе национальных счетов применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д., поскольку такую деятельность оценить весьма сложно.

Отсюда видно, что экономическая деятельность — это все виды деятельности по производству товаров и услуг, предназначенных для рынка.

Производственная деятельность отличается от экономической на величину неоплаченных личных услуг, которые производятся домашними хозяйствами для собственного потребления: приготовление пищи, воспитание детей, уход за больными, престарелыми и детьми, уборка и ремонт жилья, ремонт и обслуживание домашнего имущества, транспортных средств и инвентаря, принадлежащего домашним хозяйствам, а также перевозка членов домашних хозяйств и домашнего имущества.

Иной является в системе национальных счетов и концепция определения роли различных факторов производства в создании стоимости.

В отличие от марксистской теории, признающей только один фактор производства — труд, согласно концепции Системы национальных счетов факторами, участвующими в создании стоимости, считается не только труд, но и земля и капитал.

Центральной категорией системы национальных счетов является экономический оборот, под которым понимается воспроизводство общественного продукта. В системе национальных счетов он представлен как производство, потребление и накопление национального продукта. Участниками экономического оборота выступают институционные единицы, объединенные в секторы экономики.

Институционная единица — это такая единица хозяйствования, которая владеет активами, обладает правом ведения хозяйственной деятельности, ведет полный набор бухгалтерских счетов и несет полную ответственность по своим обязательствам.

Активы — это экономические объекты, в отношении которых институционные единицы (индивидуально или коллективно) осуществляют право собственности и от которых могут быть получены экономические выгоды в виде прибыли, доходов от собственности и др.

С понятием активов неразрывно связано понятие пассивов — источников формирования активов.

Различают две группы институционных единиц:

  • юридические лица (предприятия, корпорации, банки, страховые компании, органы государственного управления и др.);
  • домашние хозяйства — группа лиц (или одно лицо), проживающих в одних и тех же помещениях, объединивших все свои доходы и материальные ценности (или часть их) и совместно осуществляющих расходы на потребление товаров и услуг, главным образом на жилье и продукты питания.

Институционные единицы классифицируются по критерию их интересов в отношении экономической территории страны на резидентов и нерезидентов.

Экономическая территория — это территория, находящаяся под административным управлением правительства, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, товаров и капиталов. В нее входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция данной страны, "территориальные анклавы" в других странах мира — участки земли на территории других стран, используемые правительством на условиях аренды или права собственности для дипломатических, научных или других целей. В них размещаются посольства, консульства, торговые и другие представительства данной страны за рубежом.

Резиденты — это физические или юридические лица, проживающие в данной стране не менее 12 месяцев и имеющие в ней центр экономических интересов. Центр экономических интересов нерезидентов переносится на экономическую территорию других стран. К нерезидентам относятся органы государственного управления зарубежных стран, международные организации, их представительства и офисы, иностранные посольства, расположенные в данной стране; зарубежные предприятия, включая расположенные за границей предприятия владельцев данной страны; частные лица, обычно проживающие за рубежом, в том числе прибывающие в данную страну. Сфера экономической деятельности резидентов соотносится с внутренней экономикой. А национальная экономика дополняется операциями экономической деятельности нерезидентов на экономической территории страны за вычетом результатов деятельности резидентов за границей.

Экономические операции в системе национальных счетов

Все рассмотренные выше макроэкономические показатели широко используются в системе национального счетоводства. Система национальных счетов (СНС) служит не только макроэкономическим задачам в целом, но и направлена на практические цели, а именно: информировать субъектов хозяйственной деятельности об экономических процессах в стране, чтобы последние могли принимать взвешенные и экономически эффективные решения.

Система национальных счетов — это специальные балансы, в которых отражены, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой — их использование (принцип двойной записи). Система национальных счетов — это своеобразные таблицы для выражения равновесных состояний совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. Полагается, что счета ведут агенты — участники экономических отношений.

Среди этих агентов можно выделить пять типов:

  • нефинансовые предприятия: все агенты, чья функция — производство товаров и услуг в целях получения денег;
  • домашние хозяйства: семейные ячейки, функции которых — потребление;
  • администрация — государственные учреждения, а также частный административный аппарат (профсоюзы и др.), которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка, а также все те агенты, чьей функцией является распределение стоимостей, созданных производством;
  • финансовые учреждения (банки, кредитные, страховые и аналогичные им учреждения);
  • заграница — агенты за пределами территории страны.

Агенты ведут счета основных экономических операций исходя из следующего: всякая операция имеет плательщика и получателя и записана один раз как использование и один раз как ресурсы (принцип двойной записи) так, что для каждой большой категории операций имеет место равновесие (все использование = всем ресурсам). Тогда можно построить сводную макроэкономическую таблицу, которая покажет равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с точки зрения баланса ресурсов и их использования главными агентами производства.

Важнейшие виды счетов:
  • Счет производства — баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей.
  • Счет валовой добавленной стоимости — баланс производства доходов и возмещения основного капитала через амортизацию в продукте.
  • Счет эксплуатации — баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенным налогам.
  • Счет распределения — баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи.
  • Счет капитала — баланс финансирования инвестиций (чистых), увеличения запасов и т.д.
  • Финансовый счет — итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Приведем примеры двух счетов — распределения доходов предприятий и капитала и финансовых операций домашних хозяйств (табл. 1.2 и 1.3).

Что касается нашей страны, то применение системы национальных счетов сориентировано на необходимость перехода к макроэкономическому моделированию рыночных процессов и обеспечения методологического единства при исчислении показателей для целей международных сопоставлений. Важным условием внедрения системы национальных счетов явилось исчисление с 1988 г. органами статистики показателя ВНП.

Национальные счета Российской Федерации- это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц, целью которой является получение полной картины экономической деятельности страны. Результаты, т.е. продукты, услуги, товары, нерыночные услуги, а также трансферты в СНС РФ трактуются следующим образом:

  • Продукты — результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию).
  • Услуги — результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в продуктах. Сюда входят услуги как материального, так и нематериального характера.
  • Товары — продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства. Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище рассматриваются по соглашению как товары.
  • Нерыночные услуги — услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению.
  • Трансферты — перераспределенные потоки доходов: они представляют собой односторонние безвозмездные передачи доходов как в денежной, так и в натуральной форме, осуществляемые в целях перераспределения доходов и сбережений. Другими словами, трансферты не вызывают потоков доходов, продуктов и услуг в обратном направлении.

Система национальных счетов (СНС) РФ включает следующие счета:

  • счета внутренней экономики (продукты и услуги, производство, образование доходов, распределение доходов, капитальные затраты, финансовый счет),
  • счета внешнеэкономических связей или "остального мира" (текущие операции, капитальные затраты, финансовый счет).

Сводка этих счетов приведена в табл. 1.4.

Кроме того, в системе национальных счетов для более детального макроэкономического анализа на национальном уровне в виде счетов представлены и важнейшие экономические операции.

Все экономические операции в системе национальных счетов делятся на три основные группы:

  • операции с продуктами и услугами (производство, обмен и использование продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства, включая и те из них, которые созданы в прошлые периоды, а также получены в качестве импорта);
  • распределительные операции (операции, целью которых является распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений);
  • финансовые операции (относятся к изменениям финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики).

Таким образом, национальные счета представляют собой систему с высоким уровнем детализации внутренней структуры, они являются незаменимой основой для проведения расчетов на макроэкономическом уровне, служат эффективным инструментом общего механизма регулирования национальной экономики.