Принятию решения относительно величины, времени, места и способа финансового трансферта предшествует работа менеджера по определению издержек, выгод и ограничений, связанных с каждым из способов, анализ их налоговых последствий, так как в конечном итоге при решении вопроса о способе перевода прибылей, заработанных за рубежом, главным является уменьшение налоговых отчислений компании в целом. Задача снижения налогов стоит на первом месте при выборе формы и метода организации международной экономической деятельности компании.

На способы финансовых трансфертов и механизм внутрифирменных потоков фондов влияют такие факторы, как:

  • объем услуг, оказываемых материнской компанией дочерней компании;
  • сумма производственных затрат, исключаемых из налогооблагаемой базы согласно налоговому законодательству страны пребывания;
  • доля косвенных затрат, относимая на счет дочерней компании;
  • финансовое положение компании в целом, включая ее взаимоотношения с налоговым ведомством и возможности привлечения кредитов.

Только два первых из названных каналов отражают внутрифирменное движение финансовых ресурсов в явной форме (открытые операции).

Трансфертные цены

Трансфертные цены

В американских фирмах более 50% всех переводов капитала от иностранного аффилиата (филиального отделения) к родительской компании осуществляется посредством выплаты дивидендов. Перевод средств в форме дивидендов наиболее простой, но при наличии правительственных ограничений в виде установления верхнего предела переводимых дивидендов эффективность его падает (в Бразилии, например, дивиденды, превышающие 12% вложенного капитала, облагаются 40 — 60% — ным налогом). В таких случаях расходы по переводу дивидендов высоки и применение этого канала невыгодно.

Правительственные ограничения, включая запреты прямого и дивидендного перевода капитала, вызывают необходимость использовать другие способы финансового трансферта. Транснациональные компании помимо открытых широко применяют и скрытые методы переброски прибыли, внешне представляющие собой обмен товарами и услугами между подразделениями. Используя эти каналы, можно выводить прибыль из-под контроля государства, что дает возможность уменьшить налоговые обязательства.

Наиболее известный путь перемещения капитала в нужное место — применение трансфертных цен во внутрифирменной торговле между материнской и дочерними компаниями, работающими в странах с разными уровнями налоговых ставок, с целью минимизации общей суммы налогов всей компании. Внутрифирменная трансфертная цена-это цена, устанавливаемая на товары и услуги для продажи в рамках одного предприятия или объединения.

Практика таких цен может содействовать проведению в жизнь стратегии и тактики, разработанных с учетом налоговых и валютных факторов. Повышение внутрифирменной цены увеличивает прибыль поставщика. Ее уменьшение влечет за собой более высокую доходность подразделения, пользующегося его товарами или услугами. Подобное манипулирование прибылью и наличными средствами в рамках одного объединения представляет собой инструмент перераспределения налоговых расходов и фактического перевода валютных средств (в транснациональных корпорациях). Таким образом, система трансфертных, или внутрифирменных, расчетных цен в стратегии международного предпринимательства решает задачу глобальной максимизации доходов и уменьшения налогового бремени.

Расчет трансфертных цен

Применяемые во взаиморасчетах между производственными подразделениями компании трансфертные цены рассчитываются методом рыночных цен, регулируемых рыночных цен и методом «себестоимость плюс прибыль».

Расчет трансфертных цен — сложный процесс, при котором следует принимать во внимание такие обстоятельства, как:

  • уменьшение налогов и таможенных пошлин;
  • уменьшение валютного риска и потерь от инфляции;
  • адаптация к ограничениям по перемещению денежных средств;
  • конкуренция на рынке;
  • критерии оценки дочерней компании;
  • вмешательство правительства.

Прежде всего, при расчете трансфертных цен решается задача внутрифирменного перераспределения прибыли в целях снижения налогов. Чтобы перевести прибыли из страны с высокими налогами в налоговое убежище, достаточно продать товары расположенной там дочерней компании по заниженным ценам (или купить у нее по завышенным). В принципе, механизм очень прост. Счета на товары выписываются по низким ценам, а в странах с низким уровнем налогообложения местные отделения компании, иногда не получая товара, реэкспортируют его по высокой цене туда, где этот товар действительно продан. Отделения в начале и в конце цепи несут убытки, перекрываемые высокими прибылями в стране с низким уровнем налогообложения. Иначе говоря, материнская компания при поставке дочерней компании комплектующих изделий и деталей может устанавливать цены ниже или выше нормальных.

Материнская компания будет занижать цены на поставленную своей дочерней компании продукцию, если:

  • она имеет преобладающий контроль над ней;
  • дочерняя компания находится в налоговом убежище или на офшорной территории;
  • в стране дочерней компании высокие импортные пошлины;
  • в стране дочерней компании существует стабильный валютный курс;
  • в стране базирования материнской компании установлены ограничения на вывоз капитала.

Наоборот, цены будут завышаться, если:

  • контроль над зарубежной дочерней компанией недостаточный;
  • в стране пребывания дочерней компании существуют высокие налоги и уровень инфляции, низкие импортные пошлины, льготы при экспорте, валютные ограничения на репатриацию прибылей, высокий риск экспроприации.

Использование трансфертных цен вызывает определенную реакцию у общественности и правительства. Правительства большинства стран регулируют использование трансфертных цен. В США, например, ТНК обязаны применять в отношениях со своими подразделениями, ответственными за прибыль, метод «arm's lenght» («на расстоянии вытянутой руки»), призванный предотвратить уклонение от уплаты налогов, установление стандартных цен на стандартизованные продукты.

Согласно ст.482 закона о налогах американское правительство вправе перераспределять прибыль компании, если она не обращается со своей дочерней компанией по данному методу. Так, если в результате проверки трансфертных цен, используемых в отношениях между материнской и дочерними компаниями, будет выявлено отсутствие отношений «на расстоянии вытянутой руки», то прибыль перераспределяется в пользу материнской компании и приходится отчислять в бюджет налогов больше, чем планировалось. Соответственно чистая прибыль в целом по материнской компании уменьшается.

Трансфертные сделки — испытанное временем средство перемещения доходов из областей с высоким налогообложением в области с низким налогообложением. Несмотря на некоторое государственное вмешательство, они остаются крупнейшим каналом перемещения средств. Причина в том, что при использовании трансфертных цен налоговое бремя несколько меньше, чем при применении дивидендов, процентов и других платежей.

Налоговые ведомства постоянно совершенствуют свои приемы регулирования процессов внутрифирменного ценообразования для предотвращения возможных потерь средств бюджета. Возрастающая опасность государственной проверки обоснованности цен заставляет ТНК, не отказываясь от классических вариантов трансфертных операций, в ряде случаев использовать более сложные схемы. Огромную роль в современых условиях играют, как уже отмечалось, кредитные и страховые методы перемещения прибыли в налоговые убежища.

Внутрифирменное кредитование и страхование

Как отмечается в литературе по налоговому планированию, внутрифирменные займы даже более выгодны для компаний, чем трансфертное ценообразование или операции «на расстоянии вытянутой руки», при наличии прямого государственного регулирования процентных ставок (например, в виде установления «потолка» на локальные процентные ставки), валютного контроля и различных налоговых ставок в разных странах. Внутрифирменное кредитование является важным направлением финансирования зарубежных операций и международного денежного потока, часто выступая единственным легальным способом финансового трансферта и минимизации налогов.

В последние годы появились новые формы кредита, специально предназначенные для перевода ресурсов в рамках компании. Так, широкое распространение получили беспроцентные внутрифирменные кредиты. Эта форма кредита оказалась очень удобной. Она нейтральна с точки зрения баланса, т.е. после возвращения кредита в балансе компании все выглядит так, как будто кредит вообще не предоставлялся. Не случайно и срок этих кредитов 364 дня. Они даются с тем расчетом, чтобы выдача и возврат средств попали в один годовой отчет. При помощи подобных юридически не существующих кредитов ТНК свободно перемещает средства из страны в страну, избегая обвинений в уклонении от налогов.

По оценке западногерманского специалиста в области транснациональных корпораций X.Шауенберга, внутрифирменным кредитам принадлежит важная роль в рамках тактического налогового управления ТНК. Эффективна и переброска прибылей при помощи специальных приемов страхования. И страховые платежи, и платежи по кредитам снижают балансовую прибыль компании.

В России до 1.01.2002г. Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (пункт2, подпункты «р» и «с»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №552 от 5августа 1992г., включаемые в себестоимость затраты на создание страховых фондов строго нормировались, а затраты по оплате процентов банков для целей налогообложения принимались лишь в пределах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки в 15% (по ссудам, полученным в иностранной валюте). Затраты по оплате процентов по просроченным кредитам в себестоимость продукции (работ, услуг) вообще не включаются при расчете прибыли для целей налогообложения.

Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса России предусмотрено включение в расходы, принимаемые налогоплательщиком к вычету из выручки, процентов в размере, существенно не превышающим средние уровни процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.

Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях.

Разница между начисляемыми (выплачиваемыми) процентами и предельными процентами к вычету не принимается.

Этой же главой установлено, что при расчете налога на прибыль вычитаются затраты по всем видам обязательного и следующим видам добровольного страхования:

  • средств транспорта, расходы на содержание которого включаются в расходы по производству и реализации продукции;
  • грузов;
  • основных средств производственного назначения, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, урожая сельскохозяйственных культур и животных;
  • ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено российским законодательством либо является условием деятельности налогоплательщика в соответствии с международными обязательствами России или общепринятыми международными требованиями;
  • рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ.

Подобная либерализация Налогового законодательства России расширяет возможности использования в налоговом планировании внутрифирменного кредитования и страхования.

Еще одним важным инструментом налогового менеджмента является завышение платежей за управление и лицензионных платежей, т. е. платежей за уникальные внутрифирменные услуги, часто не имеющие рыночной цены, что позволяет использовать такое ценообразование для перевода фондов путем варьирования комиссионных и роялти.

Ставки налога, подлежащего удержанию источника при перечислении доходов от авторских прав и лицензий, приведены в приложении9.

Так как правительства находят подозрительными неожиданные изменения в платежах, компании обычно следуют политике стабильных денежных потоков и поэтому первоначально стараются завысить уровень роялти и комиссионных с тем, чтобы в дальнейшем поддерживать их стабильно высокими.