Характеристика национальной валютной системы России

Валютная система России

В июне 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В октябре 1992 г. был принят российский Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Двумя годами раньше, 2 декабря 1990 г., были приняты Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». В России начался процесс формирования национальной валютной системы. Организационно это выразилось во вступлении в МВФ, юридически с принятием валютного закона и других нормативных актов были закреплены основные элементы российской НВС и институционально указанные законы закрепили за ЦБ РФ и уполномоченными коммерческими банками статус ведущего органа и агентов валютного контроля.

Рассмотрим основные элементы современной НВС России.

1. Основой валютной системы является российский рубль (в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты. Российский рубль был введен в обращение в 1993 г., заменив советский рубль, находившийся в обращении с 1922 г.

2. Следующий элемент НВС России — степень конвертируемости российского рубля - нельзя рассматривать в отрыве от развития валютного регулирования в стране. Валютное регулирование и валютный контроль предполагали ограниченную конвертируемость российской валюты по текущим операциям с сохранением строгого валютного контроля и валютного регулирования по целому ряду операций, связанных главным образом с движением капитала.

Развитие валютного регулирования шло, с одной стороны, по пути ужесточения контроля за законным перемещением валютных средств из страны и в страну в соответствии с импортом и экспортом товаров и услуг, движением капиталов. С другой стороны, предпринимались меры по либерализации операций с иностранными валютами (см. гл. 26, п. 26.3). С 1 января 2007 г., а точнее с 1 июля 2006 г., российский рубль является свободно конвертируемой валютой.

3. Российский рубль не имеет официально установленного паритета.

4. Режим валютного курса рубля (политика валютного курса) был одним из наиболее подверженных изменению элементов НВС России. В 1992 г. было введено понятие единого обменного курса рубля. ЦБ начал устанавливать официальный курс по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. В 1995 г. ЦБ и Правительство ввели валютный коридор, пределы которого регулярно менялись. В 1996 г. был введен механизм установления официального обменного курса рубля на основе ежедневных котировок Банка России. В ноябре 1997 г. Правительство и ЦБ объявили об очередном изменении политики валютного курса рубля, определив на 1998-2000 гг. центральный обменный курс российского рубля на уровне 6,2 руб. за 1 долл. США с возможными пределами отклонений ±15%. Однако разразившийся в России (август 1998 г.) валютно-финансовый и банковский кризис привел к отказу ЦБ поддерживать верхнюю границу валютного коридора. Методика установления официального курса российского рубля также менялась. В настоящее время в стране действует режим управляемого плавающего курса рубля, а в качестве официального курса ЦБ РФ используется курс, устанавливаемый на единой торговой сессии ММВБ по итогам торгов между продавцами и покупателями иностранной валюты (см. гл. 25, п. 25.3).

5. Во внешнеэкономических отношениях российских резидентов с зарубежными партнерами используются общепринятые в мировой практике международные кредитные средства обращения и платежа и формы расчетов. Вексель с конца 90-х годов широко применяется не только в международных расчетах РФ, но и во внутрихозяйственном обороте. Закон РФ «О переводном и простом векселе» (март 1997 г.) основан на Женевской конвенции 1930 г., является основным нормативным документом. Чек как средство расчетов в настоящее время практически не используется внутри страны; во внешнеэкономических связях чеками расплачиваются лишь зарубежные партнеры российских резидентов. Правовое регулирование расчетов чеками осуществляется ГК РФ (§ 5 гл. 46). В этой же главе ГК РФ (§ 3, 4) содержатся нормы, регулирующие расчеты по аккредитиву и инкассо между российскими организациями. Эти важные документарные формы расчетов во внешней торговле российских участников внешнеэкономической деятельности подчиняются унифицированным правилам и обычаям, разработанным Международной торговой палатой.

6. Регулирование валютного рынка и рынка золота как элемент российской валютной системы является неизбежным и необходимым в условиях сохранения элементов валютного регулирования и валютного контроля, свойственным переходному периоду. Главный валютный закон страны (сегодня это Федеральный закон № 173) сосредоточил осуществление всех операций с иностранными валютами в уполномоченных банках, которые проводят валютно-обменные операции на биржевом, главным образом, и внебиржевом рынке. В современных условиях в России функционируют восемь валютных бирж. Ведущее место (свыше 90% оборота всех российских бирж) занимает Московская межбанковская валютная биржа — ММВБ.

7. В настоящее время в России четко определен статус учреждении, на которые возложено управление и регулирование валютными отношениями страны. Основными исполнительными органами валютного регулирования в РФ являются Правительство России и Центральный банк. ЦБ РФ как орган валютного регулирования и валютного контроля выдает лицензии на право осуществления операций с иностранными валютами и другими валютными ценностями; самостоятельно или вместе с другими органами валютного контроля готовит необходимые нормативные документы; осуществляет контроль за движением капитала из страны и в страну; ежедневно определяет официальный курс рубля и т.д.

Агентами валютного контроля по Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» являются прежде всего уполпомоченные коммерческие банки, непосредственно осуществляющие все виды операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями и контролирующие благодаря своему статусу своевременную репатриацию в страну иностранной валюты и российских рублей (см. гл. 26, п. 26.3).

Перечисленные характерные черты национальной валютной системы РФ свидетельствуют, что это все еще система переходного периода, находящаяся в состоянии формирования и развития. Но вместе с тем в ее элементах мы находим их соответствие основным требованиям Устава МВФ к построению национальной системы страной — членом Фонда.


Смежные предметы