www.Grandars.ru » Мировая экономика » Международные отношения »

Современная валютная система

Современная валютная система

В 1972 г., после ряда кризисов, был создан Комитет двадцати по реформе международной валютной системы. Позднее он был реорганизован во Временный комитет Совета управляющих МВФ. Его задачей была разработка новых принципов международной валютной системы, которая отвечала бы потребностям стран в конце XX в. В январе 1978 г. Временный комитет собрался на Ямайке. На этом заседании были сформулированы основные принципы новой системы, которые были закреплены в 1978 г. в виде поправок к статьям Устава МВФ:

  • Страны могут использовать любую систему валютного курса по своему выбору — фиксированный курс или плавающий, установленный в одностороннем порядке или на основе многосторонних соглашений.
  • МВФ получил полномочия осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашений об их установлении, за развитием между народной валютной системы в целом.
  • Отменена официальная цена золота. Оно перестало играть роль официального средства платежа между членами Фонда. МВФ и страны-члены продают официальные золотые резервы на золотых аукционах.
  • Как дополнительный резервный актив эмитируются Специальные права заимствования (СДР), решение о создании которых было принято еще в 1970 г.

Современная валютная система не подчиняется каким-либо жестким правилам функционирования. По своему характеру это девизная система с комбинацией фиксированных и плавающих курсов, регулируемая как на двусторонней основе — через соглашения между странами, так и на многосторонней — через механизмы МВФ.

Режим валютного курса страны могут выбирать самостоятельно. Однако МВФ сохранил три основных принципа валютной политики:

  • запрет на манипуляции валютным курсом или ват ют ной системой в целях уклонения от регулирования;
  • обязательное проведение валютных интервенций (индивидуальных или коллективных) в случае дестабилизации финансового рынка;
  • необходимость учета в национальной политике интересов стран-партнеров, особенно тех, чьи валюты используются во время интервенций.

Достоинства системы плавающих курсов следующие:

  • плавающий курс определяется рынком без вмешательства государства. В либеральной рыночной экономике рынок лучше, чем в случае распределения кем-либо ограниченных валютных ресурсов;
  • невозможность извлечения прибыли за счет макроэкономических ошибок денежных властей (как при директивном установлении курса), если финансовые рынки высокоэффективны, а валютный курс находится в свободном плавании;
  • отсутствие проблемы асимметричного положения резервной валюты, так как всс страны вынуждены регулировать свой платежный баланс. Проблема асимметричности отсутствует, когда в качестве резервного актива выступает нейтральный товар или несколько относительно равноправных активов. Никто не имеет возможности эмитировать золото, серебро, даже нефть без всяких ограничений;
  • свободное балансирование на рыночных условиях спроса и предложения национальной валюты по отношению к иностранной. Не существует ни обязательств денежных властей, ни какой- либо необходимости для вмешательства центрального банка на рынке. Следовательно, на внутренние денежные агрегаты не воздействуют внешние потоки капиталов, а национальная (внутренняя) денежно-кредитная политика может проводиться независимо от целей внешней стабильности и без учета денежно-кредитной политики других стран.

Основные недостатки системы плавающих курсов следующие:

  • на практике финансовые рынки не обладают высокой эффективностью. Теория рациональных ожиданий не подтверждается практикой. Следовательно, всегда существует риск долгосрочного отклонения валютного курса от своего фундаментального макроэкономического значения;
  • неопределенность изменения валютного курса в перспективе создает трудности в планировании и ценообразовании для участников рынка. Это ограничивает развитие мировой торговли и инвестиций. Страхование (хеджирование) валютных рисков с помощью производных финансовых инструментов (дериватов) увеличивает издержки;
  • сохраняется возможность проведения спекуляций на изменениях валютного курса, что негативно влияет на внутреннее и внешнее равновесие. Нарушение равновесия на внутреннем денежном рынке в условиях плавающих курсов имеет более тяжелые последствия, чем в условиях фиксированного курса;
  • власти могут злоупотреблять свободой действий при проведении денежно-кредитной политики (например, проводить про- инфляционную политику). Это означает падение дисциплины при проведении осмысленной денежно-кредитной политики.

Специальные права заимствования

Эмитируемая Международным валютным фондом СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ (Special Drawing Rights), которая не имеет материального воплощения и реального эквивалента, а используется как резервный актив в дополнение к валютным позициям стран — членов МВФ. Курс СДР как расчетной валюты МВФ с 1999 г. определяется в четырех валютах: доллар США (USD), евро (EUR), английский фунт стерлингов (GBP), японская иена (JPY).

С 1979 до 1981 г. корзина СДР исчислялась в 16 валютах, а с 1981 до 1999 г. — в пяти валютах (USD, DEM, FR. GBP, JPY).

Расчеты курса производятся на ежедневной, ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе. Котировки СДР объявляются ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуются на сайте МВФ.

Годовые курсы национальных валют в СДР исчисляются и публикуются в ежегодных и ежемесячных изданиях МВФ. В табл. 2.2 представлены курсы национальных валют к СДР за несколько дней апреля 2007 г.

Таблица 2.2. Курсы национальных валют к СДР в апреле 2007 г.

Курс СДР как специальной валюты МВФ получает все более широкое применение и, следовательно, порядок его расчета представляет определенный интерес. В 2006 г. МВФ завершил очередной пятилетний период регулярного изучения метода определения стоимости СДР и определения процентной ставки СДР. Стоимость СДР по-прежнему базируется на средневзвешенной стоимости корзины из четырех валют, которая включает доллар США, евро, японскую иену и английский фунт стерлингов.

Включаемые в корзину СДР валюты должны отвечать следующим критериям:

это должны быть че тыре валюты, эмитируемые странами — членами Фонда, или валютными союзами, включающими членов Фонда;

экспорт товаров и услуг этих стран в течение пяти лет, заканчивающихся за 12 месяцев до даты пересмотра состава корзины, имеет наибольший удельный вес в мировом экспорте. Если в корзину включается валюта союза, то торговля между странами — членами валютного союза в расчет не принимается;

эти валюты Фонд классифицирует как свободно используемые в соответствии со статьей XXX (f) Устава МВФ.

Доля каждой валюты в корзине определяется исходя из стоимости экспорта товаров и услуг и объема резервов в той валюте, в которой формируют валютные резервы все другие страны — члены Фонда. В соответствии с этими критериями доли валют в корзине составляют, %: доллар США — 44, евро — 34, иена -11, фунт стерлингов -11.

Процентная ставка СДР определяется на основе средневзвешенной рыночной процентной ставки по краткосрочным финансовым инструментам в валютах, входящих в корзину СДР. Однако с 2006 г. вместо ставки трехмесячной Euribor (Euro Interbank Offered Rate - межбанковская ставка предложения евро) используется трехмесячная ставка Eurepo (ставка трехмесячных операций репо в евро). Для доллара США, фунта стерлингов и иены используются соответственно ставки по трехмесячным векселям правительств США и Соединенного Королевства, финансовые векселя правительства Японии сроком 13 недель. Пример определения курса СДР представлен в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Определение курса СДР на 10 мая 2007 г.

В аналогичном порядке рассчитывается и процентная ставка СДР. Порядок расчета приведен в табл. 2.4.

Создание СДР — итог огромных интеллектуальных и договорных усилий, которые были затрачены в 60-х годах XX в. для того, чтобы найти окончательное решение проблемы, возникшей как угроза международной валютной системе после окончания Первой мировой войны. Эта проблема — потенциальная неадекватность международной валютной системы и опасения, что эта неадекватность может препятствовать росту мировой экономики. Если страны в совокупности не обладают резервами, достаточными для покрытия дефицита платежного баланса и не могут их получить, они будут вынуждены принять меры к подавлению собственного экономического роста. А если многие страны будут вынуждены прибегнуть к таким мерам, мировая экономика окажется в стагнации.

Таблица 2.4. Расчет ставки СДР с 07.05 по 13.05.2007 г.

Примечания: 1. Расчет произведен 4 мая 2007 г.

Курс СДР к валюте определяется на основе среднего валютного курса по каждой валюте.

Процентная ставка по финансовым инструментам в каждой валюте, входящей в корзину СДР. определяется как эквивалент годовой доходности облигаций: трехмесячная ставка Еврорепо. финансовые векселя правительства Японии сроком 13 недель, трехмесячные векселя Казначейства США.

Введение в 1969 г. СДР, резервного актива, эмитируемого Международным валютным фондом, было вызвано желанием создать механизм для продуманного формирования международных резервов, которые дополняли бы уже существующие резервные активы. В 60-х годах эти активы формировались преимущественно в долларах США, поступление которых определялось Бреттон-Вудской валютной системой фиксированных валютных курсов, и в золоте. СДР рассматривались как выход из так называемой дилеммы 'Гриффина, в соответствии с которой увеличение официальных долларовых резервов означало подрыв стабильности системы.

Первая эмиссия СДР была проведена вскоре после принятия решения об их создании, крупными равными сериями I января 1970, 1971 и 1972 гг. на общую сумму 9,3 млрд СДР. Вторая эмиссия на сумму 12,1 млрд СДР проведена равными сериями 1 января 1979, 1980 и 1981 гг. С того времени эмиссия больше не производилась. Четвертая поправка к Соглашению о МВФ, которая давала право на специальную единовременную эмиссию СДР в сумме 21,9 млрд, была одобрена Советом директоров МВФ в 1997 г., все еще ждет ратификации Конгрессом США, без чего поправка не может вступить в силу. Позднее, в декабре 2001 г., Исполнительный совет М ВФ обсудил вопрос, следует ли эмитировать СДР в период 2002-2006 гг. (как он неоднократно делал в предшествующие десятилетия), и отметил недостаточную поддержку эмиссии со стороны членов Фонда. На конец 2006 г. доля СДР в мировых резервных активах снизилась до 1%. Эти цифры весьма далеки от первоначальных надежд на будущее СДР: в начале 70-х годов ряд специалистов предсказывали, что к концу века доля СДР в мировых резервных активах превысит 50%.

Противодействие со стороны ряда развитых стран препятствует широкому размещению СДР. Это связано с тем, что эмитированные СДР в итоге накапливаются на счетах в МВФ именно этих стран и дальнейшее использование средств ограниченно. Однако как отряда стран, гак и в неофициальном порядке постоянно поступали предложения об использовании механизма СДР на цели, отличные от изначальных, заложенных в статьях Соглашения об СДР. Так, в середине 80-х годов исполнительные директора Фонда от Бельгии, Франции и Индии поддерживали план, по которому страны-кредиторы кредитовали Фонд имеющимися у них суммами СДР для последующего кредитования Фондом развивающихся стран. Совет в целом отклонил столь нетрадиционный подход к финансированию операций Фонда. В 1988 г. президент Франции Ф. Миттеран предложил, чтобы развитые страны вложили свои доли в специальный фонд при МВФ, который гарантировал бы процентные платежи по определенным обязательствам, выпускаемым странами-дебиторами. Позднее выдвигались идеи использовать механизм СДР для того, чтобы Фонд выступал в роли «кредитора последней надежды», не заботясь о том, каким способом он будет это исполнять.

Если размещение СДР не находит поддержки у наиболее развитых стран, то неофициальные круги обращают на СДР все больше внимания. Так, Дж. Сорос в 2002 г. предложил использовать часть СДР, эмитированных в соответствии с Четвертой поправкой и эмитируемых ежегодно, для создания страхового фонда для финансирования «глобальных общественных благ» и, возможно, другой помощи развитию. Эти предложения рассматривались в марте 2002 г. в Монтеррее (Мексика) на Конференции ООН по финансированию развития, но не были включены в Монтеррейский консенсус (итоговый документ конференции). Это предложение не учитывает то, какую роль играет СДР в международной валютной системе. Следует признать, что условий, которые вызвали создание СДР, к настоящему времени уже нет. Концепция формирования запасов глобальной международной ликвидности, которые стимулировали бы создание системы привязки валютных курсов, уже не актуальна. Международные резервы сегодня могут расширяться в соответствии со спросом, и значение СДР в обеспечении ликвидности соответственно уменьшается.

Несмотря на значительные изменения в международной валютной системе, СДР может играть роль в пополнении роста других резервных активов, предоставляя принадлежащие многим членам Фонда совокупные активы по более низкой цене, чем займы на мировом рынке капитала. Эти совокупные резервы снижают чувствительность заемщиков к изменениям цены займов и, следовательно, повышают стабильность международной валютной системы, что выгодно всем странам. Так как спрос на резервы с течением времени возрастает в ответ на расширение масштабов международных трансакций, современная эмиссия СДР не является результатом существенного сокращения резервов, но страны могут конвертировать СДР в другие резервные активы для того, чтобы получить более высокий доход. Тем не менее, несмотря на определенные возможности использования СДР, значение Специальных прав заимствования неуклонно снижается.


Смежные предметы