Общие характеристики современной международной торговли

Мировой рынок товаров

Тенденции роста

Начало XXI в. стало знаменательно тем, что рост торговли и производства был самым большим с начала 90-х годов. Причины этого заключаются в ускоренном развитии хозяйственных комплексов Северной Америки, развивающихся стран Азии, в подъеме после стагнации в Латинской Америке и России. Высокие результаты достигнуты в экономике других государств и регионов.

Прирост мировой торговли товарами по физическому объему в середине первого десятилетия XXI в. был приблизительно столь же высоким, что и в наиболее благоприятные годы второй половины XX в. Для большинства регионов данный показатель варьировал в пределах от 10 до 15%. У США прирост товарного импорта по-прежнему превышал 10%, но на фоне аналогичных показателей для основных регионов мира он был отнюдь не самым высоким. У Латинской Америки он примерно соответствовал американскому, а у азиатских государств и государств с переходной экономикой — превосходил этот уровень (табл. 7.1 и 7.2).

Весьма динамично в 2005 г. развивались информатика и телекоммуникационный сектор, стимулируя общеэкономический рост, инвестиционную деятельность и международную торговлю. Продажи полупроводников в 2005 г. выросли на 37% (до 204 млрд долл.), мобильных телефонов — на 46% (до 410 млн единиц), ПЭВМ — 15% (до 135 млн единиц).

Таблица 7.1. Крупнейшие экспортеры мира в 2005 г.

Место

Страна

Экспорт, млрд долл.

2000 г.

2005 г.

2

1

Германия

1016.0

1

2

США

927,5

7

3

Китай

752,2

3

4

Япония

550,5

4

5

Франция

443,4

5

6

Великобритания

372,7

8

7

Италия

371,9

9

8

Нидерланды

365,1

6

9

Канада

364,8

12

10

Южная Корея

288,2

13

Россия

245,0

Таблица 7.2. Крупнейшие импортеры мира в 2005 г.

Место

Страна

Экспорт, млрд долл.

2000 г.

2005 г.

1

1

США

1727.0

2

2

Германия

801,0

8

3

Китай

631.8

4

4

Великобритания

483,7

5

5

Франция

473,3

3

6

Япония

451,1

7

7

Италия

369,2

10

8

Нидерланды

326,6

6

9

Канада

317,7

9

10

Гонконг

291,6

20

Россия

125,0

В 2005 г. мировой экспорт товаров вырос на 12,5% (т.е. до 6180 млрд долл.), а экспорт услуг — на 5% (до 1415 млрд долл.). За истекшее десятилетие среднегодовая величина как в первом, так и во втором случае была примерно одинакова — 6%.

Международная торговля услугами в середине первого десятилетия XXI в. росла быстрее, чем в 90-е годы. В 2000-2005 гг. среднегодовой прирост был примерно таким же, что и прирост, зарегистрированный в торговле товарами (6%). Цены на услуги оставались на прежнем уровне или немного снижались.

Почти во всех регионах, кроме Западной Европы, было зарегистрировано ускорение роста экспорта и импорта услуг. Спад в Западной Европе стал следствием снижения курса евро. При исчислении в евро западноевропейский экспорт и импорт коммерческих услуг увеличились на 13,5 и 14,5% соответственно. Поскольку инфляция была минимальной, можно говорить об ускорении роста торговли услугами как в номинальном, так и в реальном исчислении (табл. 7.3).

Таблица 7.3. Страны — лидеры по экспорту услуг, млн долл.

Страна

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Бельгия

36 153

43 107

49 283

Канада

35 229

39 271

38 280

39 832

41 945

46 754

Китай

26 165

30 146

32 901

39 381

46 375

62 056

Франция

81 439

80 330

81 775

85 297

97 968

109 453

Германия

80 170

79 656

84 272

96 649

116 032

133 857

Италия

58 018

55 998

57 098

59 562

70 052

82 018

Страна

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Япония

65 460

73 362

68 630

70 155

75 933

94 933

Нидерланды

48 021

48 360

50 087

54 573

63 074

72 965

Россия

9071

9565

11 215

13 451

16 088

20 164

Испания

53 069

53 199

57 843

62 034

76 252

84 464

Великобритания

115 755

117 751

116 293

128 758

145 767

171 799

США

259 608

278 468

268 417

274 852

287 695

318 297

Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП. Это убедительно свидетельствует о том, что все страны неуклонно втягиваются в систему международного разделения труда. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 трлн долл. в 1980 г. до 6,3 трлн в 2005 г.

Структурные сдвиги в мировой торговле

Анализ изменений в международной торговле предполагает рассмотрение двух вопросов: во-первых, каковы темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во- вторых, характер сдвигов в структуре товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран).

Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них — машинами и оборудованием, еще более высоки темпы роста торговли продукцией средств связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Наконец, еще быстрее увеличивались объем и темпы роста обмена комплектующими и узлами к агрегатам, поставляемыми в порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен динамики — ускоренный рост международной торговли услугами.

Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как товарной, так и географической структуры мирового внешнеторгового обмена.

При этом практически неизменной за последние 15-20 лет сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае — это величины порядка 70-76%, во втором — эта величина находится где-то в пределах 20-24%, и, наконец, для последней группы этот показатель не превышает 6-8%.

Что касается структурного распределения мировой внешней торговли, то в товарном обмене вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий. В целом в мировой торговле постоянно увеличивается доля продукции обрабатывающей промышленности, особенно машин, оборудования и транспортных средств, и сокращается удельный вес сырья и минерального топлива, производство и потребление которых стабилизировалось. В целом на промышленные товары приходится 58% мирового экспорта, на услуги — 22%, на продукцию агропромышленного комплекса и ископаемое сырье — по 10%. Для сравнения: в последней четверти XX столетия на долю сырьевых товаров приходилось около 2/з экспорта и только 1/3 — на готовые изделия.

Развитые государства с рыночной экономикой, поставляя на мировой рынок основную часть продовольствия, готовой промышленной продукции и технологий, вывозят и растущее количество нефти, природного газа, других видов сырья и полуфабрикатов. Среди поставщиков энергоресурсов и других сырьевых товаров выделяются не только Канада, Австралия, ЮАР, но и Великобритания, Норвегия, Нидерланды. Вместе с тем в экспорте развивающихся государств уже более половины по стоимости составляют готовые промышленные изделия, включая продукцию, связанную с высокими технологиями. Особенно это относится к новым индустриальным странам Восточной Азии, Индии, многим государствам Латинской Америки.

Международная торговля развивается в сторону широкого применения новых форм ориентации сбыта продукции. Торговля все в большей степени связывается с международным научно-техническим и производственным сотрудничеством, кооперированием и специализацией производства. Коммерческие сделки предусматривают как куплю-продажу, так и установку, гарантийное обслуживание оборудования. Большое распространение получили компенсационные сделки, предусматривающие поставку и встречную поставку товаров в течение определенного времени, в том числе на основе соглашений о производственном сотрудничестве. Развивается практика международного лизинга — досрочной аренды промышленного оборудования, самолетов, судов и т.д.

Классификация мирового рынка товаров

Сложившийся к началу XXI столетия мировой рынок — это результат длительного развертывания процессов интернационализации экономической жизни на базе углубления международного разделения труда. Экономическая изоляция отдельных стран и регионов мира, автаркия являются сегодня рудиментами прошлого. Подавляющее большинство стран мира стремится в современных условиях в максимальной степени использовать преимущества международного экономического сотрудничества.

Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического развития на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего ведущих, государств, рыночные взаимосвязи которых постепенно выходили за национально-государственные границы.

Мировой рынок, объединяющий все национальные рынки, — это сфера устойчивых товарно-денежных отношений в общем комплексе мировою хозяйства, основанных на развитии и углублении международного разделения труда и движения факторов производства между странами.

В международной торговле классификация товаров проводится:

  • по видам сырья, из которого изготовлен товар;
  • по степени обработки товара;
  • по назначению товара;
  • по месту товара в международной торговле.

Международные организации стремятся систематизировать и классифицировать товары, которые являются предметом международной торговли. Например, принятая в 1986 г. третья редакция Стандартной международной торговой классификации ООН (СМТК) определила следующие классификации десятизначной системы кодирования товаров: первая цифра кода соответствует товарному разделу, две следующие — товарной группе, две последующие — товарной подгруппе по степени обработки товара, три предпоследние — товарной позиции по назначению товара, три последние — субпозиции по месту товара в международной торговле (табл. 7.4).

Наиболее значимы для мировой торговли рынки сырьевых товаров минерального происхождения, рынки сельскохозяйственных товаров и продовольствия, рынки готовой продукции и рынки международных услуг.

Таблица 7.4. Классификационная схема CMTK (3-я редакция)

Коды разделов и их наименования

Количество

групп (коды)

подгрупп

позиций

субпозиций

0. Продовольственные товары и живые животные

10(00-09)

36

132

344

1. Напитки и табак

2(11-12)

4

11

22

2. Сырье непродовольственное, кроме топлива

9(21-29)

36

123

267

3. Минеральное топливо, смазки и подобные им товары

4(32-35)

11

25

37

4. Жиры, масла и воски растительного и животного происхождения

3(41-43)

4

21

44

5. Химические продукты

9(51-59)

33

126

474

6. Обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам

9(61-69)

52

233

829

7. Машины, оборудование и транспортные средства

9(71-79)

50

214

653

8. Разные готовые изделия

8(81-85. 87-89)

31

144

442

9. Товары и сделки, не включенные в разделы

8(91,93.96. 97)

4

4

6

Итого

67

261

1033

3118

В международной практике определены следующие основные понятия.

Сырьевые товары - продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.

Полуфабрикаты — продукты, требующие дальнейшей переработки или включенные в состав других товаров, прежде чем они стали орудием производства или предметом потребления.

Готовые изделия - все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, — товары со сроком пользования один год и менее.

Готовые изделия длительного пользования - изделия со сроком потребления свыше одного года, предназначенные для промышленности, государственных и частных учреждений, которые классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, классифицируемого как товары, не отнесенные к другим категориям.

Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования — товары со сроком потребления один год и менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.

Товары среднесрочного пользования - товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет и с относительно низкой стоимостью.

Товары длительного пользования — товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет, но с высокой стоимостью.


Смежные предметы