Мировая задолженность: причины и последствия. Механизм урегулирования внешней задолженности

Мировая задолженность

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования, но одновременно формируется внешняя задолженность. Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы.

Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Факторы кризиса внешней задолженности

Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании платежного баланса из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами. Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом ТНК в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны ТНБ тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований ведет к росту процентных ставок по кредитам, увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе МВФ, которая предполагает:

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем сокращения расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Анализ внешней задолженности

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом в развитии долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы: это кризис в промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ и МБРР и др.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны СНГ. Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.


Смежные предметы