Франция — общие сведения

Территория Франции

Самое большое государство в Западной Европе общей площадью 545 тыс. кв. км. Имеет владения в Карибском бассейне:

Мартиника и Гваделупа, а также остров Реюньон (к востоку от Мадагаскара). Площадь с учетом этих территорий составляет 640,05 тыс. кв. км. Западные и северные районы Франции — равнины, в центре и на востоке — сред невысотные горы, на юго-востоке — Альпы, на юго- западе — Пиренеи.

Население Франции

Численность населения без заморских департаментов 62 млн человек (2008 г.), с зависимыми территориями — 64,05 млн человек. Для Франции характерны: высокая рождаемость и высокая ожидаемая продолжительность жизни. По мнению экспертов IN SEE, по этим показателям Франция может оказаться лидером среди других стран Европейского союза. Средняя продолжительность жизни составляет 80,98 года (мужчины — 77,79 лет, женщины — 84,33 года) (на 2009 г.). Франция — страна массовой иммиграции, особенно велико количество эмигрантов из бывших французских колоний в Африке. Французы составляют около 90% всего населения, однако окраинные области заселены этническими группами, которые отличаются языком и культурой (в частности, бретонцы — 1,5 млн человек). Преобладающая религия — католицизм (84% населения).

Государственное устройство Франции

Президентская республика, глава государства и исполнительной власти — президент, избираемый сроком на пять лет. По согласованию с парламентом он назначает премьер-министра и членов правительства. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Административно-территориальное деление Франции

22 региона и 96 административных единиц. Столица — Париж. Другие крупные города: Марсель, Лион, Страсбург, Тулон.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

2008 г.*

Темпы прироста, %

2004-2008 гг.

Численность населения, млн человек

62,0

Прирост населения

0.6

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

2864

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

1.9

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

2141

Рост внутреннего спроса

2,4

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

46 222

Темпы инфляции

2.0

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

34 547

Дефицит текущего баланса. % ВВП

-0.8

Средний обменный курс, евро/долл. США

0.68

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

3.9

Франция является членом многих международных экономических организаций: ООН (с 1945 г.), МВФ и Всемирного банка (с 1947 г.), НАТО (1949-1966 гг.), ОЭСР (с 1961 г.), ЕС (с 1957 г.), «Большой семерки» (с 1975 г.), ЕБРР (с 1990 г.), ВТО (с 1995 г).

Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Государственный бюджет характеризуется хроническим дефицитом.

Так, в 2008 г. поступления составили 1,439 трлн долл., а расходы — 1,525 трлн долл.

Государственный долг — 67% ВВП (2008 г.).

Отраслевая структура экономики

Структура ВВП в 2006 г.:

  • сельское хозяйство — 2,3;
  • промышленность — 14,5;
  • строительство — 6,2;
  • услуги — 77,0.

Как видно из таблицы, структура экономики Франции отражает ее постиндустриальный характер: для нее характерен очень высокий уровень ВВП надушу населения и большая доля сферы услуг в обшем объеме ВВП (77,0%). Доля сельского хозяйства в структуре ВВП минимальна, но сельское хозяйство Франции обладает высокой эффективностью и диверсифицированной структурой.

Добывающая промышленность переживает структурный кризис. Почти прекращена добыча угля, железной руды, бокситов. Характерная особенность Франции — рост атомных электростанций. По доле АЭС в обшем производстве электроэнергии Франция находится на первом месте в мире.

Обрабатывающая промышленность. Ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу. Первое место принадлежит автомобильной промышленности (см. ниже крупнейшие французские монополии). Также весьма развита электротехническая отрасль (первое место в мире по производству электрокабеля, развито производство оборудования для атомных станций). Большое значение имеет авиационно-космическое производство.

Развита химическая промышленность, косметика, фармацевтика. Расходы на НИОК.Р во Франции в целом ниже, чем в США и Японии, что обусловило технологическое отставание от этих стран.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Франции

В 2005-2009 гг. крупные компании продолжили завоевывать значимые позиции в экономике Франции. Французские государственные компании представлены только в энергетическом, транспортном, почтовом и телекоммуникационном секторах. В 2006 г. только девять из наиболее крупных для экономики Франции промышленных компаний и компаний сферы услуг принадлежали государственному сектору: EDF (компания — поставщик электрооборудования) была на четвертом месте с прибылью более чем 51 млрд евро, обойдя France Telecom — одного из ведущих мировых операторов в области телекоммуникаций (пятое место). Total (нефтегазовая компания) все еще занимает лидирующее место с товарооборотом 143 млрд евро, за которым следует Carrefour — сеть гипсрмаркстов (74 млрд евро) (см. табл.).

50 крупнейших французских компаний в 2006 г.

Малый и средний бизнес во Франции развит лучше, чем в Германии. Он обеспечивает 6,9 млн (49%) рабочих мест. В промышленной и транспортной сферах МСП обеспечивают около трети рабочих мест, в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также в строительном секторе — 77% рабочих мест, в торговле — 57%, в агропроме — 48%, в секторе услуг — 47%'.

Крупнейший во Франции банк BNP Paribas — один из ведущих в Европе и мире, занимает второе место во Франции и шестое в мире по размеру активов (1,23 трлн долл. на 2006 г.). По рыночной капитализации и размеру прибыли занимает первое место в еврозо- не. Создан в 2000 г. путем слияния банков Banque Nationale de Paris (BNP) и Paribas. Сегодня вместе с Societe Generale и Credit Lyonnais составляет «большую тройку» французского банковского рынка.

В 2006 г. BNP Paribas поглотил итальянский банк BNL. Банк ведет бизнес в 87 странах, включая Россию. BNP Paribas ведет активные операции в области инвестиций, управления активами, а также на розничном рынке. Обшее число занятых — 138 тыс. человек (2007 г.). Чистая прибыль в 2006 г. составила 7,3 млрд евро.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы Франции

Основным признаком экономической модели Франции является интенсивное государственное вмешательство в экономику (дирижизм). На протяжении длительного периода государство владело предприятиями практически во всех отраслях экономики, а доля частного сектора была незначительна. Государство осуществляло административное регулирование экономики и выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Важным моментом являлась поддержка «национальных чемпионов» (французских ТНК) путем предоставления субсидий и льгот. Также государство осуществляло административный контроль над ценами. Последующее реформирование экономики, в частности ослабление государственного регулирования, смягчило черты существующей экономической модели.

Исторически сложившиеся сильные позиции государства в экономике и преобладание малого бизнеса стали предпосылками еще одной особенности французской экономики — отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров (американские, японские, немецкие и английские компании составляют большинство крупнейших ТНК мира).

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

30.6

Средства производства

24.4

Машины и оборудование

15.2

Потребительские товары

13.4

Продукты и напитки, прошедшие обработку

8.4

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

29,3

Средства производства

20,6

Потребительские товары

15.6

Энергия

14,8

Машины и оборудование

13,9