Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

В Азиатско-Тихоокеанском регионе действуют торгово-экономические организации регионального и субрегионального уровней. К последним относится АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Именно с этой организации начался интеграционный процесс в АТР и именно в ней объединены наиболее динамичные новые индустриальные страны Азии.

В состав АСЕАН входят: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины (1967 г.), Бруней (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос (1997 г.). Камбоджия (1998 г.).

Центростремительными силами азиатской интеграции являются: стратегически важное географическое положение на пересечении мировых торговых путей, переход к либеральной модели построения рыночной экономики, предполагающий допуск иностранного капитала и экспортоориентированность реструктуризированной экономики.

К центробежным силам, тормозящим интеграцию, можно отнести различия в уровне развития экономики, политическом устройстве, религиозных и культурных традициях, а также островную разбросанность государств.

Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя:

  • в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставление торговых льгот странам-участницам;
  • в соответствии с Соглашением АФТА (ASEAN Free Trade Arrangment) — создание зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу с
    1 января 2002 г.;
  • схемы промышленного сотрудничества АСЕАН;
  • в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движения капитала.

После финансового кризиса 1997-1998 гг. страны АСЕАН делают акцент на привлечении (неспекулятивных) прямых инвестиций. К 2010 г. предполагается предоставление иностранным инвесторам национального режима принимающей страны. Уже сейчас получила практическое развитие концепция треугольников экономического роста (Сингапур, 1989 г.). Имеется в виду развитие приграничных торгово-экономических отношений между тремя соседними странами. Такие «треугольники» имеют более либеральный режим для трансграничного движения всех факторов производства и выраженную экспортную направленность. Например, «платиновый треугольник», стороны которого проходят по реке Меконг с юга Китая через Камбоджу и Вьетнам.

В 1970-е гг. зародилась система так называемых диалогов АСЕАН с ведущими государствами мира прежде всего в АТР. Полномасштабными партнерами по диалогу являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью Совместных комитетов сотрудничества (СКС). Такое партнерство послужило основой для создания механизма углубленного взаимодействия АСЕАН с восточной «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея) в формате 10 + 3, который был формализован в 2000 г. и предусматривает проведение саммитов в формате «тринадцати» и 10 + 1 параллельно с встречами АСЕАН.

В декабре 2005 г. состоялся первый в истории саммит России и АСЕАН (г. Куала-Лумпур, Малайзия). В ходе встречи были подписаны сразу два масштабных документа: Декларация о всеобъемлющем партнерстве России и стран — членов АСЕАН и Комплексная программа действий по сотрудничеству на 2005-2015 гг. Предполагается взаимное расширение связей в области экономики, политики, безопасности (борьба с терроризмом), научно-техническое и информационное сотрудничество, взаимодействие в области туризма и культуры. В частности, была достигнута договоренность о безвизовых поездках граждан России и Таиланда. Сергей Лавров — глава МИД РФ — подчеркнул, что видит в Ассоциации важного партнера в создании многополярного мира, формировании целостной системы региональной безопасности, противодействии новым вызовам и угрозам.

Особенности формирования АСЕАН

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, Association of South East Asian Nations - ASEAN'). Она образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке (Бангкокская декларация). В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.). Вьетнам (в 1995 г.). Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. АСЕАН-10, включающая все 10 стран Юго-Восточной Азии, фактически стала крупной региональной группировкой общей площадью 4,487 млн км2.

В соответствии с Бангкокской декларацией целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления... в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе... через... приверженность принципам Устава ООН».

В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели:

  • ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восгочной Азии;
  • укрепление мира и региональной стабильности;
  • расширение активного сотрудничества и взаимопомощи стран- участниц в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров:
  • развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
  • расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;
  • установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов.

Особенности развития региональной экономической интеграции в рамках АСЕАН определяются рядом факторов.

  • Высокая динамика экономического роста и политическая стабильность в регионе.
  • Однотипность (но дифференцированность) экономик стран- участниц и имеющиеся вследствие этого трудности в расширении взаимной торговли.
  • Участие в интеграционных процессах государстве различным уровнем экономического развития и разными политическими системами.

Организационная структура АСЕАН

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМ ИД). Проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетику, окружающую среду, финансы, информатизацию, инвестиции, труд, юстицию, искоренение бедности, науку, технологии, социальное обеспечение, транспорт, туризм и др. Достигнута договоренность об учреждении межпарламентской ассоциации АСЕАН (Asian Interparlamentary Organisation - AIPO).

Текущее руководство деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН. Генеральный секретарь назначается по принципу ротации. Первым Генеральным секретарем был индонезийский дипломат Хартоно Ректохарсоно. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очередности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2006 г. председательствуют Филиппины, в 2007 г. — по порядку Сингапур. На СМ ИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году. В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов.

Для поддержки международных отношений в регионе и за его пределами АСЕАН учредила комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, расположенных в следующих столицах: Брюссель, Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Канберра, Оттава, Веллингтон, Женева, Сеул, Ныо-Дели, Ныо-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад.

Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время странами-членами АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных государств, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.

История становления и политическое развитие

Первые шаги к межгосударственному сотрудничеству в Юго-Восточной Азии можно найти еще в годы «холодной войны». Однако тогда оно носило ярко выраженный военно-политический характер и сводилось к участию в глобальном противостоянии двух систем, например в составе такого одиозного блока, как СЕАТО (Организация договора стран Юго-Восточной Азии). Попытки межгосударственных объединений на экономической основе носили подчиненный характер и не могли претендовать на самостоятельную роль в международных отношениях (например. Ассоциация Юго-Восточной Азии). В этом плане больше повезло возникшей в преддверии периода разрядки АСЕАН. Она сумела развиться в невоенное региональное объединение стран с высоким международным авторитетом.

Важный шаг в политическом становлении АСЕАН — принятие в ноябре 1971 г. Куала-Лумпурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В ней заявлялось, что нейтрализация региона представляет собой «желанную цель», что все страны-участницы примут необходимые усилия по обеспечению признания и уважения ЮВА в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. План нейтрализации предполагал урегулирование противоречий на двух уровнях: среди самих членов АСЕАН и между АСЕАН и внерегиональными державами, готовыми принять обязательство признать нейтральный статус асеановского субрегиона и гарантировать невмешательство в его внутренние дела.

Завершение II индокитайской войны весной 1975 г. придало мощный импульс развитию договорно-правовой и организационной базы АСЕАН. На первом саммите АСЕАН на острове Бали (Индонезия) одобрены Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация о согласии. Первый документ закрепил принципы, которыми пять государств-основателей Ассоциации обязались руководствоваться в развитии взаимных отношений, а также в урегулировании возникающих споров и конфликтов. Договор предусматривал, что партнеры по АСЕАН будут предпринимать усилия для мирного решения возникающих взаимных противоречий в интересах укрепления мира в регионе, отказываться от угрозы применения силы и все спорные вопросы будут решать посредством дружественных переговоров. В тексте Договора нашла свое отражение идея превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В Декларации АСЕАН о согласии провозглашаюсь, что «пятерка» основавших ее стран совместно и индивидуально будет стремиться к созданию благоприятных условий для установления и развития сотрудничества между государствами ЮВА.

В организационном плане на Балийском саммите принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН, и проблемы нейтрализации и обеспечения безопасности асеановские руководители рассматривали в тесной увязке с приданием региону безъядерного статуса. В силу особой сложности проблемы лишь в 1995 г. государ- ства-участники сумели подойти к подписанию Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (South-East Asia Nuclear Free Zone). Однако для его практического вступления в силу необходимо подписание отдельного протокола к Договору всеми ядерными державами. Его подписание тормозят разногласия по вопросу, считать ли Индию и Пакистан ядерными державами. От признания или непризнания ядерного статуса этих стран со стороны АСЕАН и других ядерных держав зависит судьба Договора.

В 1994 г. в рамках превентивной дипломатии по инициативе АСЕАН запушен механизм Асеановского регионального форума (АРФ). Задача АРФ — обеспечение путем диалога и консультаций бесконфликтного развития обстановки в Юго-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ежегодных заседаниях АРФ участвуют страны АСЕАН и их внерегиональные партнеры по диалогу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. Участники АРФ ставят задачу продвигаться от осуществления мер доверия через превентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках АРФ имеются два направления сотрудничества: диалог на официальном межправительственном уровне; взаимодействие между неправительственными организациями и академическими кругами.

Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность обстановки в регионе Южно-Китайского моря, где сталкиваются и взаимно накладываются территориальные притязания шести прибрежных государств и территорий (Брунея, Вьетнама, КНР, Малайзии, Тайваня, Филиппин), страны АСЕАН в 1992 г. выступили с Манильской декларацией. Она призывала все вовлеченные стороны ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов, а также избегать действий по милитаризации расположенных в акватории Южно-Китайского моря островов и приступить к совместному освоению их ресурсов. В июле 1996 г. в Джакарте на конференции министров иностранных дел АСЕАН выдвинута идея принятия «регионального кодекса поведения» в регионе Южно-Китайского моря, который явился бы фундаментом укрепления взаимопонимания в этом регионе. Однако по состоянию на конец 2002 г. условия и сроки принятия такого кодекса — предмет затянувшихся дебатов между АСЕАН и Китаем.

Военно-политическое сотрудничество

Лидеры стран АСЕАН на протяжении всей истории Ассоциации категорически отвергали возможность и желательность ее трансформации в военно-политический блок. Оценивая военно-политическую обстановку в Юго-Восточной Азии в целом как стабильную, члены АСЕАН стремятся к сохранению баланса сил крупнейших держав в Азиатско-Тихооке- анском регионе. Под этим понимается сохранение военного присутствия США. Таиланд и Филиппины сохраняют в силе прежние военно-политические соглашения с Вашингтоном — о совместной обороне и оказании военной помоши. Территория этих стран используется для поддержания американского присутствия в регионе, транзита ВВС и ВМС США для операций в «горячих точках», включая Персидский запив. В рамках глобальной антитеррористической кампании США на Филиппинах размещена группа американских военнослужащих для борьбы с местной террористической группировкой «Абу-Сайяф». Малайзия и Сингапур — участники «пятисго- роннего оборонительного соглашения» совместно с Великобританией, Австралией и Новой Зеландией.

Развитие торгово-экономического сотрудничества в рамках АСЕАН

АСЕАН имеет как политические, так и социально-экономические аспекты развития, и значение последних постоянно расширяется (рис. 1 и табл. 1).

Экономическое сотрудничество в АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли. В 1977 г. подписано Соглашение о торговых преференциях, АСЕАН ПТА (ASEAN Preferential Trading Arrangements, ASEAN РТА), предусматривавшее:

  • торговые преференции на основе заключения долгосрочных контрактов;
  • взаимное предоставление купеческих кредитов по льготным ставкам;
  • либерализацию нетарифных барьеров во взаимной торговле;
  • расширение масштаба тарифных преференций и др.

Рис 1. Основные направления деятельности в рамках АСЕАН

Преференции предоставлялись в результате переговоров и на основе добровольных предложений и действовали по отношению ко всем странам группировки. Установлено, что каждое государство будет рекомендовать для либерализации минимум 50 товарных позиций в квартал.

Таблица 1

Год

Документ

Цель (направление)

1967

Декларация о создании АСЕАН (Association of South East Asian Nations — ASEAN) (Бангкокскэя декларация)

Содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества между странами-членами, упрочение мира и стабильности в ЮВА

1971

Декларация АСЕАН о создании в ЮВА зоны мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН)

Поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил

1975

Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА (Бапийский договор)

Кодекс международных отношении в регионе в соответствии с Уставом ООН

Декларация о согласии

Содержит принципы сотрудничества внутри АСЕАН в политической, экономической и функциональной областях

1977

Соглашение по льготной торговле (Preferential Trade Agreement — РТА)

Либерализация торговли, увеличение внутрирегионального торгового сотрудничества, включая обеспечение таможенных тарифных преференций

1992

Соглашение о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) (.Сингапур)

Интеграция и либерализация в регионе Юго-Восточной Азии: снижение таможенных пошлин и нетарифных барьеров. Предполагает следуюиуе меры: согласование тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов; стандартизация продукции с целью снижения издержек производства и выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами; взаимное признание требований, предъявляемых к проверке продукции и выдаче соответствующих сертификатов

1992

Соглашение о единых действующих льготных тарифах стран АСЕАН (СЕПТ — The Common Effective Preferential Tariff, СЕРП

Главный инструмент реализации договоренностей по АФТА- префзренциальный тариф, имеющий всеобщее действие (СЕПТ). Устанавливает необходимость постепенного снижения таможенных пошлин, применимых к промышленным и сельскохозяйственным товарам, до уровня 0-5% в течение 10 лет с момента вступления

1994

Асеановский форум по вопросам безопасности (АРФ) (многостороннее консультативное собрание)

Сотрудничество в области безопасности: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов. Задача — обеспечение путем диалога и консультаций бесконфликтного развития обстановки как в ЮВА, так и в АТР. Входят члены АСЕАН, наблюдатель — Папуа4|овая Гвинея; КНР и РФ — консультативные партнеры

1995

Договор о создании в ЮВАзоны. свободной от ядерного оружия [South-East Asia Nudear Free Zone) (вступил в силу в марте 1997 г.)

Концепция превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета

1976

Программа промышленного сотрудничества АСЕАН ШСО — ASEAN Industry Cooperation Scheme)

Интеграция и либерализация в регионе ЮВА; создание нового механизма промышленного сотрудничества, который бы поошрял предпринимателей из стран АСЕАН объединить свои ресурсы для производства промышленной продукции с высоким качеством и низкими затратами, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке

1998

Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций в АСЕАН [ASEAN Investment Area) (АИА)

Интеграция и либерализация в регионе ЮВА; создание единого рынка капитала в АСЕАН, привлечение прямых иностранных инвестиций

Первоначально для либерализации предлагались товары, практически не выступавшие в торговле в данном регионе (например, снегоочистительные машины). Тем не менее, уже к 1981 г. подобными преференциями охвачено более 6,5 тыс. товарных позиций. Одновременно принято решение о 20%-ной либерализации всех позиций, стоимость импорта которых в базовом году (1978) не превышала 50 тыс. долл. (около 6 тыс. позиций), в 1982 г. граница поднята до 1 млн долл.

Решение о создании зоны свободной торговли странами АСЕАН (АФТА), принятое на 4-м саммите АСЕАН в Сингапуре (1992), вступило в силу с января 1993 г.

Цели АФТА:

  • активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами (табл. 16.2 и 16.3);
  • расширить и диверсифицировать субрегиональный товарообот;
  • повысить конкурентоспособность экономик своих стран.

АФТА рассматривается как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции. Сформирован Совет АФТА, поочередно возглавляемый одним из министров экономики стран АСЕАН, который занимается текущей работой по согласованию товарных списков по СЕПТ.

АФТА предполагала создание к 2003 г. единого рынка товаров таким образом, чтобы тарифы на изделия промышленного производства не превышали 5%. 1 января 2002 г. АФТА официально открылась.

Елавный инструмент реализации договоренностей по АФТА — соглашение о единых действующих льготных тарифах стран АСЕАН — СЕПТ (The Common Effective Preferential Tariff CEPT). СЕПТ предполагает ежегодное поэтапное расширение номенклатуры товаров, подпадающих под тарифную либерализацию. С этой целью ежегодно определяются четыре списка.

  • Товаров, тарифы на которые подлежат безоговорочному сокращению.
  • Товаров, тарифы на которые официанты ю утверждены к сокращению, но вопрос об их вступлении в силу откладывается на специально оговариваемый промежуток времени (на квартал, на год и т.п.).
  • Товаров, тарифы на которые являются предметом обсуждения, однако из-за уязвимости этой категории товаров от внешней конкуренции для какой-либо из стран АСЕАН вопрос об их либерализации откладывается на более поздний срок (например, уязвимая для большинства членов АСЕАН автомобильная промышленность).
  • Товаров, полностью исключаемых из процесса либерализации (например, продукция сельского хозяйства).

Вследствие различий в уровнях экономического развития стран АСЕАН установлен переходный период принятия СЕПТ.

Снижение ставки импортных тарифов до уровня 0-5%:

  • АСЕАН-6 — 2002 г.;
  • Вьетнам — 2003 г.;
  • Лаоса и Мьянма — 2005 г.;
  • Камбоджа — 2010 г.

Устранение импортных тарифов на все виды продуктов:

  • АСЕАН-6-2010 г.;
  • остальные — 2015 г.

Проблемы развития внутрирегиональной торговли в рамках АФТА:

  • почти полный вывод за рамки либерализации региональной торговли товаров сельскохозяйственного производства, проходящих по категории «временных исключений»;
  • либерализация тарифов на продукцию автомобильной промышленности членов АСЕАН, относящуюся к категории «особо чувствительных» товаров;
  • ориентация внешней торговли главным образом на третьи страны.

Взаимодействие стран АСЕАН в области промышленности, инвестиций и в валютно-финансовой сфере

В АСЕАН в 1998 г. подписано Рамочное соглашение о создании инвестиционной зоны АСЕАН (AIA). АИА — один из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций предоставлением инвесторам национального режима, налоговых льгот, отменой ограничений на долю иностранного капитала и т.д. Соглашение об АИА предполагает:

  • поэтапное предоставление национального режима инвестиций в основные секторы промышленности до 2020 г. инвесторам из стран АСЕАН и до 2020 г. — внешним инвесторам;
  • формирование списка временных исключений в страновом и временном аспектах;
  • стимулирование межстрановых потоков инвестиций, квалифицированных кадров и технологий в рамках АСЕАН;
  • координация программ инвестиционного сотрудничества в целях увеличения капиталовложений как в рамках АСЕАН, так и из третьих стран;
  • предоставление большей свободы предпринимательскому сектору.

Рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере услуг (AFASASEAN Framework Agreement on Services) и Программа промышленного сотрудничества АСЕАН (АIСО- ASEAN Industry Cooperation Scheme) приняты в 1995 и 1996 г. соответственно.

Главная цель АIСО - создание нового механизма промышленного сотрудничества, поощряющего предпринимателей из стран АСЕАН объединить свои ресурсы для производства промышленной продукции с высоким качеством и низкими затратами, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке. Программа должна облегчить обмен и передачу сырья и материалов, опыта управления, технологии, последовательно приводящие к разделению труда между странами-членами.

Страны АСЕАН уделяют особое внимание сфере услуг. В структуре экономики стран АСЕАН услуги занимают более 40% ВВП; в Сингапуре этот показатель — 70%. Сотрудничество между странами АСЕАН в сфере услуг расширено после подписания странам и-участницами Соглашения о торговле услугами (GATS) в рамках ВТО. Объем торговли услугами все возрастает, и вместе с этим повышается их роль в экономике стран, поэтому государства АСЕАН осознали необходимость более высокой степени сотрудничества. Таким образом, появилось Соглашение АСЕАН с сотрудничестве в сфере услуг (АФАС), призванное усилить сотрудничество в сфере услуг на основе либерализации торговли услугами путем предоставления более льготных условий по сравнению с действующими в рамках ГАТТ-ВТО.

В области развития инфраструктуры страны главные цели АСЕАН: 1) улучшение дорожно-транспортных сетей в странах АСЕАН; 2) создание обшей транспортной сети, охватывающей все страны Ассоциации; 3) формирование общей информационной и энергетической системы.

Активизировалось и сотрудничество АСЕАН в валютно-финансовой сфере. Оно имеет несколько направлений.

1. Сотрудничество в области привлечения в регион прямых иностранных инвестиций. Цель — создание условий для привлечения внешних инвестиций. В качестве главного средства для привлечения прямых иностранных капиталовложений в зону АСЕАН выступает Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций в АСЕАН (ASEAN Investment Агеа) (АИА). В рамках ее формирования предполагается устранение к 2010 г. внутриблоковых барьеров. Инвесторы из третьих стран будут пользоваться льготным режимом с 2020 г. Главная цель — создание единого рынка капитала в АСЕАН. На начальной стадии предполагается поэтапно ликвидировать имеющиеся ограничения и либерштизовать законодательство в сфере капиталовложений. Все инвесторы из стран АСЕАН получат равный статус с национальными компаниями. Первым будет открыт сектор обрабатывающей промышленности.

2. Сотрудничество в области валютной защиты «АСЕАН + 3». Ведущие государства Азии разрабатывают стратегию защиты национальных валют от резких колебаний курсов на глобальном рынке ForEx. Основа этой стратегии — Азиатский валютный фонд (аналог МВФ). Формат «АСЕАН + 3» предполагает участие стран АСЕАН, а также Китая, Японии и Южной Кореи. Фонд в регионе должен создаваться на базе Соглашения Chiang Mai Initiative. Это соглашение представляет собой пакет двусторонних договоров и позволяет странам-участницам привлекать валюту для интервенций у своих партнеров под залог государственных ценных бумаг, т.е. предполагает финансовую взаимопомощь между государствами Азии и дает им инструмент для зашиты национальных валют от резких скачков курсов на мировом рынке.

3. Введение единой валюты. 13 азиатских стран планируют ввести единую валюту «АКЮ» (ACU), которая должна распространятся на АСЕАН-10. а также Японию, Китай и Южную Корею. Работу по созданию единой азиатской валюты Банк азиатского развития начало с 2006 г. Все страны-участницы этого проекта выработают способ «привязки» национальных валют к АКЮ. которая станет своего рода «валютной корзиной», пропорционально отражающей ВВП и объемы внешней торговли стран-участниц. В дальнейшем предполагается проводить работу по гармонизации экономической политики.

На основе сравнительного анализа разных регионов мира можно выделить 5 предпосылок, или условий, необходимых странам ЮВА для осуществления эффективной и взаимовыгодной экономической интеграции. К ним относятся:

  • развитый государственный аппарате сильной правовой системой и стимулирующей экономической политикой;
  • взаимодополняющая структура экономик стран АСЕАН, при которой каждая с трана развивает свое сравнительное преимущество, чтобы уменьшить (исключить) конкуренцию на мировых рынках, содействовать развитию внутрирегиональной торговли и усилению региональной экономической интеграции, ослабить зависимость от промышленно развитых стран;
  • ориентация на «открытую экономику», переход от импортозамещающего производства к экспортоориентированному, создание условий для привлечения внешних инвестиций:
  • макроэкономическая стабилизация, чтобы предотвратить финансовые кризисы, обеспечить стабильность цен и биржевых котировок посредством использования финансовых, валютных инструментов и механизма управления внешним долгом;
  • развитая инфраструктура, особенно социальная. Это предполагает инвестирование в образовательную систему, обучающую и выпускающую предпринимателей с хорошими организаторскими способностями и высококвалифицированных специалистов и инженеров, а также создание современной материальной базы, благоприятствующей крупным прямым иностранным инвестициям.

Страны АСЕАН объединились также для решения общих задач: защиты интеллектуальной собственности, развития инфраструктуры, охраны окружающей среды и т.д. Они договорились вместе формировать позиции по международным политическим и экономическим проблемам в целях защиты интересов стран-членов.

В настоящее время АСЕАН стремится к преодолению разрыва в экономическом развитии стран-членов для скорейшей и эффективной интеграции (ASEAN Vision 2020 и Hanoi Plan of Action). На 34-й встрече министров стран АСЕАН, состоявшейся в 2001 г., для усиления объединения стран Юго-Восточной Азии и сокращения разрыва в экономическом развитии определены три приоритетные отрасли: формирование инфраструктуры, развитие трудовых ресурсов, информационных технологий и телекоммуникации.

Результаты интеграции:

  • Расширение присутствия стран АСЕАН на мировых рынках, дифференциация географии внешней торговли АСЕАН.
  • Оптимизация структуры производства, прежде всего в сфере промышленности. Увеличивается доля промышленных товаров в экспорте, расширяется товарная номенклатура.
  • Активизация притока иностранных инвестиций в экономику стран АСЕАН (при этом совершенствуется структура иностранных инвестиций по секторам народного хозяйства, увеличились капиталовложения в материальное производство, особенно в промышленное производство).
  • Экономический и социальный прогресс государств региона.

К 2020 г. планируется создание объединения стран АСЕАН на основе: социально-культурного объединения АСЕАН, объединения по безопасности стран АСЕАН, экономического сообщества стран АСЕАН. Основная цель ближайшего шестилетнего плана мероприятий — углубление интеграции и уменьшение различий в развитии стран АСЕАН. Реализация плана будет поддержана за счет создания Фонда развития стран АСЕАН. Приоритетные секторы экономического сотрудничества: электроника, е-АСЕАН. здравоохранение, деревообработка, машиностроение, производство резины, текстиль, аграрное производство, рыбное хозяйство, авиапутешествия и туризм.


Смежные предметы
Международные организации
Международные экономические организации
Международная экономическая интеграция
Европейский Союз - экономическая интеграция европейских стран
Этапы создания и история развития Европейского союза
НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли
МЕРКОСУР
АСЕАН: список стран участников и организация АСЕАН
Содружество независимых государств (СНГ)
Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)
Организация Объединенных Наций - ООН
Всемирная торговая организация (ВТО)
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
МВФ - Международный валютный фонд
Большая семерка
Бильдербергский клуб и Трехстороняя комиссия
Группа всемирного банка и ее состав
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)Международная ассоциация развития - МАРМеждународная финансовая корпорация - МФКМногостороннее агентство по гарантированию инвестиций - МАГИМеждународный центр урегулирования инвестиционных споров - МЦУИС