Классификация и виды рекламы

Виды рекламы

Существует достаточно большое число критериев, по которым можно классифицировать рекламу: по характеру целевой аудитории, по месту распространения, по способу воздействия на аудиторию и др.

В таблице представлены используемые в настоящее время в рекламной индустрии типы классификации рекламы исходя из различного характера критериев, на основе которых они определены. Таблица имеет два раздела: обобщенные виды рекламы и частные. В первом перечислены такие классификационные виды рекламы, которые носят общий характер для всех частных видов, представленных во втором разделе.

Обобщенные виды рекламы

Виды рекламы по общепринятым нормам:

  • частная реклама;
  • неэтичная;
  • вводящая в заблуждение (недостоверная, недобросовестная, ненадлежащая).

Виды рекламы по использования воздействия на чувства человека:

  • визуальная реклама;
  • звуковая реклама.

Виды рекламы по степени использования образа рекламируемого объекта:

  • прямая;
  • косвенная;
  • скрытая.

Виды рекламы по характеру подачи рекламного материала:

  • жесткая;
  • мягкая.

По характеру стратегического направления рекламы:

  • коммерческая;
  • некоммерческая.

По выбору общего подхода к решению рекламной задачи:

  • рациональная;
  • эмоциональная.

По характеру планирования рекламных акций:

  • медийная;
  • немедейная;
  • комплексная.

Частные виды рекламы

Виды рекламы по типам рекламополучателей:

  • оптовая;
  • розничная;
  • деловая.

Виды рекламы по географическому признаку:

  • локальная;
  • региональная;
  • общенациональная;
  • международная;
  • глобальная.

По интенсивности воздействия на потребителя:

  • непрерывная;
  • импульсная;
  • нарастающая;
  • нисходящая;
  • равномерная;
  • залповая.

Виды рекламы по целевым группам:

  • молодежная;
  • женская;
  • мужская.

По периоду жизненного цикла товара:

  • вводящая;
  • утверждающая;
  • напоминающая.

По характеру объекта рекламы:

  • товарная;
  • корпоративная;
  • государственная;
  • социальная;
  • политическая.

По типам рекламоносителей:

  • Реклама в прессе;
  • ТВ-реклама;
  • радиореклама;
  • наружная (уличная) реклама;
  • транспортная;
  • кинореклама;
  • реклама в Интернете;
  • реклама, передающаяся по мобильной связи;
  • компьютерная;
  • директ-мейл (прямая почтовая реклама);
  • печатная;
  • сувенирная;
  • нетрадиционная реклама
Товарная реклама

Реклама любого продукта, произведенною в промышленном или сельскохозяйственном секторе экономики, либо любого вица услуги, предлагаемого сервисными фирмами — консультационными, туристическими, ремонтными и тд., характеризуется общим термином «товарная реклама». Единственной целью товарной рекламы является успешная продажа товара через формирование спроса и стимулирование сбыта.

Товары могут иметь статус «социально значимый». Особенность таких товаров, отличающая их от других «обычных» товаров, состоит в том, что он и должны быть эксклюзивны. К ним прежде всего относятся предметы роскоши (украшения, мебель, дорогие автомобили или одежда). Иногда их называют товарами-символами.

Корпоративная (имиджевая) реклама

Реклама не отдельного продукта или класса продуктов, а самой фирмы. Целью такой рекламы является демонстрация обществу значения деятельности фирмы для экономики страны в целом или отдельной отрасли, ее вклад в решение важнейших задач благосостояния народа. Такая реклама в последнее время часто появляется как на телевидении, так и в прессе. Среди фирм, которые прибегают к такого рода рекламе, такие, как коммуникационная компания МЕГАФОН, «Газпром», «Норильский никель», Банк ВТБ и др. Данная реклама призвана улучшать имидж фирмы в глазах потенциальных покупателей, а также ее партнеров, создать у большей части общества благоприятное представление о фирме и производимых ею товарах. Этот же подход лежит и в основе такого явления, как спонсирование крупными российскими компаниями отдельных спортивных команд или трансляций наиболее популярных видов спорта, что очень важно сегодня для поднятия престижа российского спорта.

Промышленная реклама

У этого вида рекламы цель одна — получить запросы на машины и оборудование, наладить сотрудничество в сфере кредитно-финансовых отношений. В таких рекламных обращениях отводится место специальному возвратному купону, в котором предусмотрена возможность изложить вопросы, возникшие у потребителя, и даются все необходимые реквизиты фирмы-продавца или финансового учреждения. Такая информационная реклама размещается в специализированных журналах либо распространяется с использованием печатной рекламы (листовки, буклеты), направляемой в адреса руководителей конкретных фирм и организаций, которые должны, по мнению рекламодателя, заинтересоваться такими предложениями.

Реклама и стадии жизненного цикла товара

Выведение товара на рынок (первая фаза жизни товара) требует использования информационной вводящей рекламы, так как на этой стадии решается судьба товара на рынке. Эта жизненная фаза товара поддерживается обычно очень сильным рекламным прессингом, чтобы обеспечить товару известность на рынке.

Во время стадии роста и развития товара рекламный прессинг несколько ослабевает, но ненамного. В этот период используется сравнительно-увещевательная реклама. Ее задача — укрепить в сознании потребителя основные достоинства товара.

Когда же товар занял свое место на рынке, наступает третья стадия — стадия зрелости. В этот период, а также в следующий, так называемый период насыщения, необходимо сохранить позицию товара, по возможности постараться ее расширить за счет привлечения новых покупателей. В зависимости от характера конкуренции и положения рекламодателя на рынке, а также с целью сохранения престижа марки используется напоминающая поддерживающая реклама.

При угрозе спада спроса на товар реклама, как правило, прекращается (но в отдельных случаях с помощью рекламных камланий пытаются удержать товар на рынке, продлить его жизнь). На рис. 2.2 в графическом виде представлена связь жизненных циклов товара и различных видов рекламы.

Рис. 2.2. Реклама и жизненные циклы товара


Смежные предметы