Принцип Парето

В. Парето открыл эффект концентрированного напряжения. В данном случае имеется в виду, что концентрация на жизненно важной деятельности больше всего влияет на достижение желаемых результатов. Отсюда вытекает правило 20/80: концентрация 20 % времени на наиболее важных проблемах может привести к получению 80% результатов. Остальные 80% времени обеспечивают лишь оставшиеся 20% результатов (рис.1).

Рис. 1. Соотношение затрат времени и достигнутых результатов

В 1897 г. итальянский экономист В.Парето изобрел формулу, показывающую, что все блага распределяются неравномерно. В большинстве случаев наибольшая доля доходов или благ принадлежит небольшому числу людей. М.С. Лоренц (американский экономист) проиллюстрировал эту теорию диаграммой. Доктор Д.М. Джуран применил диаграмму для классификации проблем качества на немногочисленные существенно важные и многочисленные несущественные и назвал этот метод анализом Парето. Он указал, что в большинстве случаев подавляющее число дефектов и связанных с ними потерь возникает из-за относительно небольшого числа причин.

Применение закона Парето в маркетинговом анализе

Рассмотрим применение принципа Парето, который также называют законом Парето, в маркетинговом анализе покупателей или поставщиков.

Итальянский ученый, занимавшийся социологией и экономикой, Вильфредо Парето (1848-1923) в 1897 г. сформулировал универсальный закон, который основывался на большом количестве статистических измерений, проведенных автором во многих областях деятельности, в том числе в финансах, продажах, экономике, социологии, производстве. Основной постулат этого закона гласит: 20% прилагаемых усилий дают 80% результата, а оставшиеся 80% усилий добавляют лишь 20% в результат. Такое же соотношение Парето применял относительно затраченного времени на проведение определенных работ.

Основные положения закона Парето можно свести к следующим:

  • В любом процессе существует очень большое количество влияющих на него факторов или причин, из которых только несколько оказывают определяющее воздействие. Это правило «работает» во многих других областях. Например, наиболее часто оно проявляется в производственных процессах при проведении анализа качества и выявлении причин производственных дефектов. Применимо ли правило Парето в геополитике? Скорее, можно дать положительный ответ, так как из почти 200 стран мира наиболее влиятельными являются всего 20-30. А в спорте? Из 400 рейтингуемых профессиональных теннисистов мира лишь первые несколько десятков в основном делят призовые фонды, соперничают в матчах.
  • Большая часть прикладываемых к делу усилий тратится неэффективно, без нужной отдачи, и только небольшая их часть приводит к положительному результату.
  • Трудно разобраться в большом количестве отдельных событий и принять правильное решение на основе их анализа, так как эти события могут быть очень разными по своей природе и сути.

С точки зрения применения в маркетинге это относится к анализу потребителей и поставщиков, которых у некоторых предприятий насчитываются сотни и тысячи.

В практическом применении правила Парето соотношение 20 : 80 точно не выдерживается. Это условно обобщенное соотношение. Реально соотношение может находиться в пределах от 5 : 95 до 30 : 70 в зависимости от множества факторов.

Типичная форма распределения количества покупателей в зависимости от доли приносимого дохода представлена на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Соотношение объемов покупок и прибыльности покупателей

На рис. 3.10 указаны области А-Г, которые выделяют разные по уровню доходности клиентов группы. Область А обозначает группу убыточных клиентов, область Б — клиентов безубыточных, приносящих нулевую или почти нулевую прибыль, область В — группу покупателей, приносящих прибыль, но невысокую, и область Г — группу очень прибыльных клиентов.

Рис. 3.10. Распределение покупателей по доходу

Значительно меньшая часть покупателей (около 20%) обеспечивает большую часть покупок (около 80%), ограниченная часть ассортимента магазина розничной торговли (около 20%) приносит основную долю доходов (около 80%). Например, у ЗАО «Клинский пивокомбинат» имелись три группы оптовиков. В табл. 3.18 приведены объемы продаж в процентах от общих доходов для этих трех групп.

Таблица 3.18. Распределение доходов от покупателей

Группа покупателей

Доля доходов, %

Крупные оптовики

60

Средние оптовики

16

Мелкие оптовики и своя розничная продажа

24

В указанных рамках применение правила Парето может упростить проведение маркетингового анализа, облегчить принятие решений по организации работы с поставщиками и покупателями, помочь в выработке принципов взаимоотношения с ними.

Рассмотрим процедуру построения диаграммы Парето и принцип выделения групп клиентов. Предположим, что по результатам работы предприятия, назовем его условно «Отделка», за определенный промежуток времени было оказано услуг в количестве и для потребителей, указанных в табл. 3.19. Форма табл. 3.19 достаточно часто встречается на практике, поскольку представляет собой типовую таблицу оперативной отчетности.

Таблица 3.19. Сводная отчетность по результатам деятельности

Наименование покупателя

Количество, шт.

Цена за единицу. РУб.

Сумма покупки, руб.

Доля

1

Предприятие «Ивановец»

46

120

5520

7,699

2

ООО «Три орла»

15

140

2100

2,929

3

000 «тек»

77

110

8470

11,81

4

Детский сад № 7

19

140

2660

3,71

5

Завод «Молот»

5

150

750

1,046

6

Предприятие «Саратов»

12

140

1680

2,343

7

Предприятие «Орловское»

51

130

6630

9.247

8

ЗАО «Нефть-

22

140

3080

4,296

9

Фирма «Глобус-

18

140

2520

3,515

10

Фирма «Контейнер-

40

120

4800

6.695

11

Предприятие «Котел»

60

110

6600

9,205

Наименование покупателя

Количество, шт.

Цена за единицу, руб.

Сумма покупки, руб.

Доля

12

Завод «Интерьер-

70

110

7700

10,74

13

Завод «Омич»

9

140

1260

1,757

14

Прачечная № 3

90

110

9900

13,81

15

Школа № 17

5

150

750

1,046

16

ЗАО «Колумб»

9

140

1260

1,757

17

Фирма «Шишка»

15

140

2100

2,929

18

Детский сад № 4

3

140

420

0.586

19

Предприятие «Окна»

10

140

1400

1,953

20

Салон -парикмахерская

15

140

2100

2,929

Итого:

591

71 700

100

В табл. 3.19 отражены потребители услуг предприятия, количество приобретенных услуг, стоимость единицы приобретенной услуги и сумма полученной оплаты. На рис. 3.11 показано распределение долей покупателей в общем объеме продаж.

Рис. 3.11. Распределение долей потребления

Однако по форме представления рассчитанных долей потребления невозможно выявить тенденции и типичные группы потребителей, которые необходимы для проведения анализа. Поэтому следующим этапом построения распределения Парето необходимо провести ранжирование потребителей, например но критерию полученного валового дохода. На практике другими критериями могут быть выбраны максимальная прибыль, количество единовременных покупок, кратность покупок и др. В табл. 3.20 показано распределение потребителей по убыванию суммы покупки.

Таблица 3.20. Ранжирование потребителей подоле в покупках

Наименование покупателя

Сумма покупки, руб.

Доля

Суммарная доля

1

Прачечная № 3

9900

13.81

13.81

2

ООО «тек*

8470

11.81

25.62

3

Завод «Интерьер-

7700

10.74

36.36

4

Предприятие «Орловское»

6630

9.247

45.607

5

Предприятие «Котел»

6600

9.205

54,812

6

Предприятие «Ивановец»

5520

7.699

62,511

7

Фирма «Контейнер»

4800

6.695

69,206

8

ЗАО «Нефть-

3080

4.296

73,502

9

Детский сад № 7

2660

3.71

77,212

10

Фирма «Глобус»

2520

3.515

80,727

11

ООО «Три орла»

2100

2.929

83,656

12

Фирма «Шишка»

2100

2.929

86,585

13

Салон-парикмахерская

2100

2.929

89.514

14

Предприятие «Саратов»

1680

2.343

91,857

15

Предприятие «Окна»

1400

1.953

93.81

16

Завод «Омич»

1260

1.757

95,567

17

ЗАО «Колумб»

1260

1.757

97,324

18

Завод «Молот»

750

1.046

98.37

19

Школа № 17

750

1.046

99.416

20

Детский сад № 4

420

0.586

100.002

Итого:

71 700

100

Соответствующее распределение ранжированных потребителей приведено на рис. 3.12. Такая форма представления очень наглядная, так как четко проявляются группы потребителей, имеющих относительно высокую и низкую доли.

Проведем дополнительное построение, которое даст возможность получить кумулятивное (суммарное) распределение долейпотребителей в общем доходе. Для этого, начиная со второго, будем прибавлять суммы долей всех предыдущих потребителей к текущему (см. столбец «Суммарная доля» табл. 3.21). Кумулятивное распределение потребителей построено на рис. 3.13.

Рис. 3.12. Ранжирование потребителей по доле в приносимом доходе

Рис. 3.13. Кумулятивное распределение потребителей в общем объеме продаж

Все потребители в сумме дают 100% дохода. Из распределения можно получить формальные признаки отнесения потребителя к той или другой группе: первостепенной или второстепенной важности, принимая во внимание соотношение 20 : 80.

Проанализируем распределение, приведенное на рис. 3.14. Аппроксимируем его соответствующей формы кривой. Стандартное распределение Парето описывается функцией плотности (для положительного параметра с) следующей формулой:

f(x) = с / х с+1

с — параметр (формы) распределения; с > 0, x≥ 1.

В зависимости от количества потребителей (от 1 до бесконечности) и объемов потребления каждого из них (от равных долей до сильно отличающихся) формы распределения Парето могут принимать вид, показанный на рис. 3.14.

Рис. 3.14. Возможные формы распределения Парето

Соотношение 80 : 20 принято считать нормальной и достаточно устойчивой ситуацией в бизнесе конкретного предприятия. Если анализ показывает, что соотношение составляет, например, 90 : 10, то это является сигналом того, что предприятие становится финансово зависимым от небольшой части своих партнеров или покупателей, которые в определенный момент времени могут прекратить работу с данным предприятием и нарушить всю его систему. Ситуация, когда соотношение составляет, к примеру, 50 : 50, может означать, что предприятие не уделяет внимания определению своих целевых сегментов и распыляет свои усилия без хорошей отдачи. Сказанное не относится к случаям, когда предприятие — дочерняя структура крупной фирмы и обеспечивает определенные звенья функционирования или является унитарным.


Смежные предметы