Консьюмеризм

Консьюмеризм — это движение конечных потребителей в защиту своих прав. Возник в середине 60-х гг. на смену понятия "суверенитет потребителя". Консьюмеризм является продуктом экономической эволюции, переходом от экономики производителей к экономике потребителей.

Наиболее характерные проявления:

  • издание специализированных журналов, газет и других печатных средств;
  • создание и функционирование общественных организаций по защите прав потребителей;
  • организация специальных консультаций для оказания помощи потребителям;
  • создание системы для проведения независимых экспертиз товаров и услуг;
  • разработка и принятие законодательных актов по защите прав потребителей.

В России принят и действует закон "О защите прав потребителей" и созданы организации по защите прав потребителей.

В 1985 г. Генеральной ассамблеей ООН приняты "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей".

Основные права потребителей:

  • право на безопасность, защита против товаров и услуг, опасных для нужд и здоровья;
  • право быть информированным, предоставление информации необходимо для правильного выбора товара;
  • право выбора — предоставление достаточного разнообразия товаров, при наличии конкуренции и ограничении монополизма;
  • право быть услышанным — гарантия тому, что интересы потребителей получат поддержку со стороны предприятия и правительства;
  • право на возмещение ущерба — ответственность перед потребителями за введение в заблуждение, продажу некачественных товаров и неудовлетворительность услуг;
  • право на потребительское образование;
  • право на здоровую окружающую среду.

Смежные предметы