Отраслевой риск

Отраслевой риск

Отраслевой риск - это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями.

При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

  • деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
  • насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
  • каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

С работой предприятий отрасли, а следовательно, с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

  • степень ценовой и неценовой конкуренции:
  • легкость или сложность вхождения организации в отрасль:
  • наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
  • рыночная способность покупателей:
  • рыночная способность поставщиков:
  • политическое и социальное окружение.

Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.

Оценка отраслевого риска

Отраслевой риск обусловлен изменениями в экономическом состоянии отрасли и их степенью как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. Отраслевой риск связан с кредитным и оказывает на него непосредственное влияние.

При оценке отраслевого риска необходимо учитывать следующее:

  • деятельность данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
  • насколько их деятельность устойчива по сравнению с экономикой страны;
  • каковы результаты деятельности различных фирм внутри одной и той же отрасли. Имеется ли значительное расхождение в результатах их деятельности.

Существуют различные подходы к оценке отраслевого риска. Одним из показателей его измерения является определение уровня колебаний (или отклонений) в результатах деятельности отрасли по отношению к результатам деятельности рынка или всей экономики. Эта разновидность риска в статистическом анализе за рубежом обозначается греческой буквой β. Показатель β = 1 считается нормальным для рыночной экономики. Показатель β < 1 будет у относительно стабильной отрасли, для которой не характерны значительные изменения. Показатель β > 1 будет свидетельствовать о значительных изменениях в отрасли. Поэтому чем выше показатель р, тем сильнее и отраслевой риск. Для расчета показателя β нужна обширная информация. Обычно в анализе отраслевого риска расчет данного показателя сочетается с регрессионным анализом работы отрасли в будущем, т.е., по существу, проводится анализ маркетинговых затрат. Такой анализ под силу специальным агентствам (фирмам), но не банку. Банки за рубежом получают необходимую информацию по отраслевому риску у специализированных организаций, располагающих такой информацией. Однако если рассмотренный аналитический подход невозможен, то в качестве альтернативы рассматривают специальные факторы, связанные с работой той или иной отрасли. Например, используются следующие два фактора: стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции.

Промышленный жизненный цикл может быть разделен на несколько стадий, каждая из которых имеет характерные особенности в плане настоящих и будущих темпов роста реализации (продаж), доходов и других показателей:

  • стадия 1 — первоначальное развитие отрасли;
  • стадия 2 — быстроускоряюшийся рост;
  • стадия 3 — размеренный рост;
  • стадия 4 — стабилизация и зрелость рынка;
  • стадия 5 — снижение роста и спад.

Внутриотраслевая среда конкуренции является дополнительным источником информации об устойчивости фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и может рассматриваться в качестве показателя риска. При оценке внутриотраслевой среды конкуренции используется следующая информация:

  • степень ценовой и неценовой конкуренции;
  • легкость или сложность вхождения в отрасль (а иногда и выхода);
  • существование или нехватка близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
  • покупательная способность покупателей и поставщиков;
  • политическое и социальное окружение.

Однако все перечисленные условия, в которых работает отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому степень отраслевого риска не статична и требует постоянною внимания.


Смежные предметы