www.Grandars.ru » Экономическая теория » Микроэкономика »

Знания как экономический ресурс

Знания как экономический ресурс

Знания как экономический ресурс

Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений маю отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России начала XXI в. и начала XIX в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

Что же так ускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200-300 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

Знания — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

К категории «знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

Наука

Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке, которая сейчас могущественнее, чем когда-либо, если судить по затратам на нес и численности занятых в ней работников.

Понятие науки

Наукой называется, во-первых, система знаний (в том числе в какой-либо области), во-вторых, процесс открытия новых знаний и, в-третьих, сфера экономики, которая этим занимается. Далее термин «наука» будет употребляться во втором и третьем значениях, т.е. как процесс или как сфера открытия новых знаний.

Когда говорите) науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины «научные исследования», «научные исследования и разработки (НИР)», «научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)». Предпоследний термин наиболее употребим в России, последний — в мире. В данном учебнике они употребляются как синонимы.

В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими (высокотехнологичными; lii- teck от английского аналога этого слова). К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5-4% объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5-3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационно-космическая, производство компьютерного и офисного оборудования, промышленность средств связи, фармацевтическая и медицинская промышленность и др.

НИОКР (НИР): пример России

В 2003 г. научными исследованиями и разработками в России было занято 866 тыс. человек. Примерно половина из них — собственно исследователи, а остальные работники относились к техникам и вспомогательному персоналу. Хотя данная цифра более чем в два раза меньше, чем была в 1990 г. (1934 тыс. человек), тем не менее это очень большая величина по мировым меркам (впереди по численности занятых в НИОКР только США и Япония).

Слабым местом российской науки стало ее финансирование. Не говоря уже об абсолютном снижении расходов на НИР, наблюдается и относительное их сокращение: по отношению к валовому внутреннему продукту России они уменьшились с более чем 2% в конце 80-х гг. до 0,8% к середине 90-х гг., восстановившись лишь до 1,3% в 2003 г., в то время как в ведущих научных державах мира расходы на науку колеблются в диапазоне от 2 до 3%. Ни государственному бюджету (его доля в финансировании российских НИР сейчас составляет около 58%), ни частному сектору, ни высшей школе на это остро не хватает финансов.

Это отражается на возможностях научно-исследовательских организаций России (за 90-е гг. сильно сократилось количество созданных в России новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации), а также на заработной плате их сотрудников (87% из уволившихся специалистов сделали это из-за низкой заработной платы, а из оставшихся ученых половина имеют второе место работы).

Научно-технический прогресс (технический прогресс)

Научно-технический прогресс (НТП) часто идентифицируют с процессом получения и освоения новых знаний преимущественно в сфере естественных наук, в основном технических. Во многом это справедливо, так как основные научные достижения за последние два века произошли в технологии производства продукции и особенно машин и оборудования. НТП как процесс идет следующим образом. В ходе фундаментальных научных исследований совершаются открытия, т.е. выявляются принципиально новые знания. В ходе прикладных научных исследований на основе новых и старых открытий появляются изобретения, т.е. новые продукты и новые технологии. Затем осуществляются инновации, т.е. доводка (нередко и создание) фирмами новых продуктов и новых технологий и, главное, внедрение этих продуктов и технологий в производство и на рынок (продукт — инновации и процесс — инновации).

Английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Хикс предложил делить технический прогресс на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. Нейтральный технический прогресс обеспечивает одновременное повышение производительности труда и капитала. Т рудосберегающий технический прогресс обеспечивает экономию и труда, и капитала, но прежде всего труда. Капиталосберегающий технический прогресс повышает эффективность использования и капитала, и труда, но прежде всего капитала.

Наиболее распространен нейтральный технический прогресс. Что касается трудосберегающего технического прогресса, то его примером может быть активно идущая в мире уже полтора столетия механизация сельского хозяйства, в результате которой сбор зерна, например, в России за 1913-2003 г. вырос в полтора-два раза, а численность сельского населения сократилась при этом в два раза. Примером капиталосберегающего технического прогресса является «новая экономика» (базирующаяся на наукоемких отраслях часть экономики с очень высокими темпами HTII — см. п. 23.6), приведшая к резкому удешевлению вычислительной техники и средств связи, т.е. важного элемента основного капитала, во всех отраслях.

Теория смены технологических укладов

НТП идет неравномерно, временами резко интенсифицируясь на основе волн в открытиях и изобретениях. Цикличность научно-технического прогресса и вытекающие отсюда большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства (см. п. 23.4) впервые исследовал российский экономист Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938). Эти исследования продолжил Шумпетер, связав длинные волны Кондратьева с колебаниями в инновационной деятельности предпринимателей. Впоследствии на этой основе родилась теория с.иены технологических укладов, одним из авторов которой является современный российский экономист Сергей Юрьевич Глазьев.

Теория смены технологических укладов выделяет в истории развитых стран с начала промышленной революции, произошедшей на рубеже XVIII-XIX вв., пять технологических укладов. Первый уклад (доминировал в 1770-1830 гг.) базировался на водяном двигателе, и его ядро состояло из текстильной промышленности, текстильного машиностроения, выплавки чугуна и обработки железа. Второй уклад (господствовал в 1830-1880 гг.) основывался на паровом двигателе, и его ядро охватывало железнодорожный и морской транспорт, добычу угля, станкоинструментальную промышленность и черную металлургию. Третий уклад (1880-1930 гг.) базировался на электродвигателе и охватывал прежде всего электротехническое и тяжелое машиностроение, электроэнергетику, производство и прокат стали, неорганическую химию. Четвертый уклад (1930-1980 гг.) базировался на двигателе внутреннего сгорания, и его ядро состояло из автомобиле-, тракторо- и самолетостроения, органической химии, атомной энергетики, массового производства товаров длительного пользования. Современный пятый этап (1980-1990 гг.) базируется на микроэлектронных компонентах, а его ядро составляют электронная промышленность и программное обеспечение, телекоммуникации, авиакосмическая промышленность, биотехнология, тонкая химия.

Важным элементом теории смены технологических укладов является идея, что смена технологического уклада влечет изменения в организации производства, экономической политике и международных экономических отношениях. Так, в современном технологическом укладе повышается гибкость и индивидуализация производства. растет значение финансов в экономике и экономической политике, большее, чем раньше, значение имеют интеграционные объединения и международные экономические организации.

Венчурный бизнес

Во всех технологических укладах фирмы осуществляли инновации, но эпизодически или в лучшем случае систематически. В современном технологическом укладе фирмы осуществляют инновации непрерывно. Непрерывности инновационного процесса помогает как усилившийся поток изобретений, так и венчурный бизнес (венчурный инновационный бизнес, венчурный рисковый капитал), т.е. механизм минимизации финансового риска при осуществлении инвестиций, прежде всего в инновации, особенно в случае создания новых фирм, базирующихся на этих инновациях.

В США. где венчурный бизнес (в виде венчурных фондов со статусом финансового партнерства и управляющими этими фондами компаниями) распространен наиболее широко, его характерные черты таковы:

  • венчурный фонд предоставляет средства на инвестиции в инновации под залог акций действующей или создающейся фирмы и при этом планирует активно участвовать в управлении инновационным инвестиционным проектом (помогая фирме через свою управляющую компанию опытом, кадрами и финансовыми услугами, например, при размещении акций);
  • одновременно венчурный фонд через некоторое время после (или даже в ходе) успешного осуществления инновационного проекта планирует продать эти акции по цене намного выше их первоначальной цены;
  • повторяя этот цикл, при этом тщательно отбирая новые инвестиционные проекты и вкладывая средства одновременно во много таких проектов, венчурный фонд может компенсировать провалы одних проектов за счет успехов других проектов (из каждых 10 финансируемых проектов примерно 4-5 заканчиваются полной неудачей, 2-3 приводят к появлению мало- или среднедо- ходных фирм, 1-2 проекта приносят высокую прибыль). Во второй половине 90-х гг. средняя норма прибыли у американских венчурных фондов колебалась по годам от 37 до 48% (в 1999 г. подскочила даже до 146%). но затем упала из-за наступившей рецессии в американской экономике.

Образование

Для фирм главными способами получения знаний являются приобретение технологий, осуществление собственных исследований и инноваций, наем квалифицированных (прежде всего образованных) работников. Для домохозяйств основными способами получения знаний являются приобретение опыта (житейского, профессионального) и получение образования. Поэтому можно сказать, что образование является одним из главных каналов получения знаний для фирм (точнее, для их работников) и главным для домохозяйств.

Образование — это сумма знаний и связанных с ними навыков и умений, полученных в результате систематического обучения в учебных заведениях и реже — самостоятельно. По характеру знаний различают общее и профессиональное образование, по объему знаний — начальное, среднее, высшее.

По мере роста спроса на экономический ресурс под названием «знания» и увеличения предложения этого ресурса через получение новых знаний в сфере НИОКР растет спрос на приобретение знаний через образование. Поданным переписей населения, в России в ее современных границах процент грамотных в возрасте 9-49 лет в 1897 г. составлял 29,6%, в 1920 г. — 47,3, в 1939 г. — 89,7, в 1970 г. — 99,7 и в последующие годы достиг почти 100% всего населения в этом возрасте и старше. Ликвидировав массовую неграмотность и охватив школьным образованием все население в соответствующем возрасте, наша страна стала стремительно расширять систему профессионального образования. В результате в 2003 г. из общего числа занятых 27,8% имели высшее профессиональное образование (полное и неполное), 45,2% — среднее и начальное профессиональное, лишь 27,1% работающих имели за плечами только школу. Это одни из лучших показателей в мире.

Для сохранения и повышения подобного уровня профессионального образования в России действуют 3,8 тыс. учреждений начального профессионального образования с их 1,6 млн учащихся (однако это в полтора раза меньше, чем во второй половине 80-х гг., что уже приводит к нехватке квалифицированных рабочих в ряде регионов), а также 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с их 2,5 млн учащихся (почти столько же, сколько во второй половине 80-х гг.) и 1,0 тыс. высших учебных заведений с их 6.5 млн студентов (в два с лишним раза больше, чем в середине 80-х гг.). В результате уровень профессиональной квалификации, если его измерять образованием, продолжает в России расти все последние десятилетия.

В соответствии с теорией человеческого капитала (см. гл. 14) более высокий уровень образования порождает более высокую производительность труда и соответственно более высокую оплату труда. Этим теория человеческого капитала объясняет растущую в мире тягу к образованию, особенно к высшему и послевузовскому.

Рынок знаний

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как рынок, где происходит продажа и передача знаний.

Особенности рынка знаний

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность и ее охрана

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия се использования, в том числе цену реализации.

Арсенал правовых средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на законах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

  • автоматически возникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных. Авторское право (англ. copyright) — это право на их копирование. Примером использования авторского права может служить авторский договор на издание этого учебника;
  • оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения. Патент - это документ на право исключительного использования новых продуктов и новых технологий их изобретателями. При предоставлении другим этого права владелец патента оформляет это в виде патентного соглашения, т.е. контракта на продажу своего патента, но чаще в виде лицензионного соглашения (лицензии), т.е. контракта на временное использование этого права за плату, или в виде франшизы (франчайзинга), т.е. контракта на временное использование этого права и других знаний одной фирмы другими фирмами за плату, обычно под фирменным названием и с товарным знаком продавца франшизы;
  • регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем. Эти права и не оформленные в виде прав знания продаются в виде франшизы (см. выше), ноу-хау (имеющих коммерческую ценность незапатентованных знаний), инжиниринга (технологических знаний, необходимых для приобретения монтажа и использования купленных машин и оборудования, сооружения и эксплуатации предприятий).

Предмет микроэкономики
Факторы производства
Факторы производства. Спрос на экономические ресурсы на рынке факторов производства
Основные факторы производства и производственная функция
Понятие и сущность капитала. Теории капитала
Рынок капитала и его особенности. Спрос и предложение на рынке капитала
Финансовый капитал на рынке, его спрос, предложение и формы
Физический капитал как фактор производства
Земельная рента, её виды
Спрос и предложение на рынке земли Предпринимательские способности как фактор производства
Знания как экономический ресурс
Экономические блага, их понятие и классификация
Частные и общественные блага: примеры их свойств
Проблема ограниченности экономических ресурсовПредметы и средства труда в натуральном и товарном производстве Воспроизводство в экономике: просторе и расширенное воспроизводство
Внешние эффекты в экономике: положительные и отрицательные
Интернализация внешних эффектов
Спрос и предложение
Эластичность спроса и предложения
Кардиналистская теория полезности
Рыночное равновесие
Конкуренция и рыночная структура