Рынки товаров и услуг

Рынки товаров и услуг

Рынки товаров и услуг весьма многочисленны из-за многочисленности и разнообразия самих товаров и услуг. Поэтому целесообразно рассмотреть хотя бы основные их виды.

Рынок услуг

Рынок услуг базируется на быстрорастущем третичном секторе экономики. В валовом внутреннем продукте мира (36,4 трлн долл. в 2003 г.) на услуги приходилось 68%.

В развитых странах на рынке услуг доминируют услуги образования, здравоохранения, культуры и искусства, связи и информации, жилищно-коммунальные, финансовые, а в развивающихся странах преобладают традиционные услуги — транспортные, услуги торговли и общественного питания.

Для рынка услуг характерно то, что услуги в основном должны потребляться на месте их производства и поэтому здесь мало места посредничеству между производителями и потребителями услуг. Другая характерная черта ряда рынков услуг — бесплатность многих из них для потребителей (например, начального, среднего и значительной части высшего образования), так как ряд услуг считается социально значимыми и оплачивается из государственного и муниципального бюджетов.

Рынок товаров

Рынок товаров делится на рынки следующих товаров:

  • потребительских и инвестиционных товаров;
  • сырьевых товаров и готовых изделий.

Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент — рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).

Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).

На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом (например, на Лондонской бирже металлов). Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.

Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.

Классификация товарных рынков

Для успешной организации коммерческой деятельности необходимо знать, на каком типе рынка функционирует торговое предприятие, так как от этого зависят способы ведения коммерческой работы и методы продвижения товара.

Товарные рынки разнообразны. Классифицируются они по нескольким признакам.

По территориальному признаку выделяют:

  • внутренний - сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами, в том числе:
    • местный (локальный) — охватывает территориальную единицу (город, область, край) и учитывает особенности региона (колхозный, кооперативный),
    • региональный (внутри страны) — Северного Кавказа или по группе стран — стран Восточной Азии;
  • национальный (на территории государства, где действует национальная денежная единица и законы этого государства) — в отличие от внутреннего включает в себя экспортно-импортные операции, т.е. внутриторговые и внешнеторговые операции;
  • мировой рынок (все мировое экономическое пространство), т.е. совокупность национальных рынков, включая внутреннюю торговлю.

По организационной структуре выделяют:

  • внешний рынок, в том числе:
    • открытый — обычная коммерческая деятельность, где число независимых продавцов и покупателей неограниченно. Для них характерно заключение сделок, так как коммерческие отношения создают неустойчивость отношений между ними,
    • закрытый — это товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели. Их связывают различные виды некоммерческих отношений: юридические, административные, система долевого участия и финансового контроля, специальные торгово-экономические, валютно-кредитные, военно-политические и другие договоры, не носящие коммерческого характера,
    • преференциальный — включает сделки по долгосрочным контрактам, а также торговлю со слаборазвитыми странами по специальным соглашениям, предусматривающим льготы;
  • внутренний рынок, в том числе:
    • оптовый,
    • розничный.

Немаловажным признаком классификации является характер рыночной власти (степень конкуренции). Это способность одного участника сферы обмена контролировать, изменять и назначать цену товара независимо от итоговой деятельности, конкуренции, поведения других участников.

Различают рынки:

  • чистой (свободной) конкуренции - особенность в том, что имеется большое количество небольших фирм продавцов, которые предлагают однородную продукцию. Их настолько много, что ни продажа, ни покупка не могут существенно повлиять на цену при продаже. Коммерческая деятельность на таком рынке более инициативна и результативна. Это яркий пример свободного рынка;
  • монополистический - это такие условия, когда фирма располагает уникальным продуктом и является единственным его продавцом. Поскольку аналогов продукции нет (газ, электроэнергия), фирма устанавливает самые высокие цены (газ, тепло, естественные монополии).
  • олигополистический - ограниченное количество производителей, но они производят как одинаковый, так и разнообразный товар — автомобили.

Особенностью этого рынка является то, что при установлении цены на свою продукцию отмечается взаимная зависимость фирм.

Коммерческая деятельность на таком рынке характеризуется тем, что ценовой фактор имеет ограниченный характер, поскольку регулируется фирмами-олигополиями. Обычно фирмы-производители определяют условия сделок, поэтому такие сделки имеют стабильный и долговременный характер.

По товарно-отраслевому признаку.

  • рынок машин и оборудования (рынок машиностроения, приборостроения, транспорта);
  • рынок минерального сырья и топлива (угля, нефти, природного газа, урановой руды, сельскохозяйственных удобрений);
  • рынок сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.

Такая классификация связана с тем, что статистика международных организаций (в том числе ООН) строится по отраслевому признаку.

По характеру конечного использования продукта:

  • рынок товаров предприятий, в том числе рынок товаров промышленного назначения (для производства). Здесь различают:
    • вертикальный рынок — когда товар фирмы-производителя может быть продан представителям одной или нескольких отраслей, а число фирм в каждой из этих отраслей относительно мало,
    • горизонтальный рынок — когда товар промышленной фирмы должен продаваться покупателям, представляющим многие отрасли промышленности, т.е. число покупателей будет очень большим;
  • рынок промежуточных продавцов (для перепродажи — организации, фирмы опта и розницы, отдельные лица);
  • рынок государственных закупок товаров и сырья (для обороны, образования, социальной программы, гуманитарной помощи);
  • рынок потребительских товаров (потребительский рынок);
  • рынок продукции массового питания;
  • рынок услуг (туризм, отдых, досуг, спорт, здравоохранение);
  • информационный рынок (информация в Интернете);
  • рынок труда — включает свободу предложений рабочей силы, свободу спроса на рабочую силу, свободу в установлении уровня заработной платы);
  • инвестиционный рынок (капитальные вложения, в том числе в недвижимость);
  • финансовые рынки, в том числе:
  • рынок интеллектуального труда (ноу-хау, патенты).

Каждый из этих рынков можно классифицировать по ряду признаков. Например, потребительские товары — но конкретным товарам — табачные изделия, зерно, кондитерские изделия, персональные компьютеры.

Коммерческая деятельность на этих рынках имеет общие черты, но есть и особенности на каждом из этих рынков (организационные формы, методы обслуживания и т.д.). По срокам использования товара:

  • рынки товаров долгосрочного пользования (оборудование, машины, бытовые приборы, радио);
  • рынки товаров краткосрочного пользования (большая часть товаров, поэтому нужна их замена при пользовании);
  • рынки товаров одноразового пользования (пластиковая посуда одноразового пользования, одежда для хирургов, бинты, вата).

По сфере общественного производства:

  • рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование);
  • рынок товаров духовного производства (интеллектуальная продукция — ноу-хау, книги, произведения искусства, достижения науки).

По степени регулируемости:

  • регулируемый рынок, когда государство определяет условия, объем, цену и другие параметры сделок купли-продажи товаров. При этом регулирование осуществляют как прямым путем (план- заказ государственных поставок определенных товаров), так и косвенным — через льготы, ценообразование, налоги;
  • нерегулируемый рынок — когда цена и условия купли-продажи при сделке регулируются не государством, а законами рынка, т.е. спросом, предложением и стоимостью товара или услуг. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить равные условия, стабильность рынка и ограничить монополию на рынке;
  • рынки смешанной экономики, когда ряд секторов экономики регулируется государством, а некоторые сектора — не регулируются (рынки Западной Европы).

Характеристика товарных рынков

Товарные рынки представляют собой систему экономических связей:

  • между производителями и потребителями:
    • форма связи — купля-продажа;
  • внутри групп производителей или потребителей:
    • форма связи — конкуренция.

Структурные элементы рынка:

  • масса товаров и услуг определенного вида;
  • предложение (сумма производителей, продающих эти товары и услуги);
  • спрос (сумма потребителей, покупающих эти товары);
  • цены (в результате конкуренции имеют тенденцию к «выравниванию», стремясь к единой рыночной цене нате же товары и услуги).

Для каждого товарного рынка характерно свое сочетание этих элементов, которое характеризуется конъюнктурой (лат. — переходящая обстановка, совокупность условий).

Конъюнктура - это совокупность признаков, характеризующая текущую ситуацию на рынке, которая определяется сочетанием факторов и условий и выражается определенным соотношением спроса, предложения и динамики цен.

Любой товарный рынок характеризуется показателями, основными из которых являются:

  • емкость рынка определяется объемом товаров, реализованных на рынке в течение определенного промежутка времени (обычно за год);
  • потенциальная емкость рынка — это показатель общего объема закупок товара, которые могут быть совершены в течение определенного отрезка времени всеми покупателями данного рынка (можно по каждому сегменту);
  • доля рынка — это отношение объема проданных товаров фирмы к потенциальной емкости рынка данного товара. Этот показатель достоверно отражает результаты деятельности предприятия;
  • инфраструктура (основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы) рынка представляет собой обслуживающую часть любой функциональной структуры.

Инфраструктура включает:

  • совокупность организационно-правовых форм (кредитная, налоговая, таможенная система, система регулирования занятости населения, система страхования, система высшего и среднего экономического образования и др.);
  • субъекты рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, банки, биржи, подразделения таможенной службы, предприятия связи, биржи труда, рекламные фирмы, налоговые инспекции, торговые палаты, выставочные комплексы, консультационные компании, аудиторские фирмы, специальные зоны свободного предпринимательства и т.д.).