www.Grandars.ru » Экономическая теория » Микроэкономика »

Прогнозирование спроса

Прогнозирование спроса

Прогнозирование спроса - это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей.

Прогнозирование спроса в торговом предприятии — это прогноз будущих продаж, определение потребности в товарах и необходимых объемов закупок, составление заказов на поставку товаров.

В зависимости от времени различают следующие виды прогнозирования спроса:

  • оперативное — до 1 месяца;
  • конъюнктурное — от 3 до 6 месяцев;
  • краткосрочное — от 1 года до 2 лет;
  • среднесрочное — от 2 до 5 лет;
  • долгосрочное — от 5 до 10 лет;
  • перспективное — свыше 10 лет.

Методы прогнозирования спроса

Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:

  • эвристические, в которых преобладают субъективные начала:
    • социологические — основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;
    • экспертные методы — основаны на подборе и формировании группы достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции, и оно рассматривается как экспертная оценка (метод Дельфи, метод мозгового штурма);
  • экономико-математические, где преобладают объективные начала:
    • статистические методы — моделирование (строится прогнозная модель, которая характеризует зависимость изучаемого параметра от ряда факторов), расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция (базируется на прошлом опыте, который пролонгируется на будущее);
  • специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде). Тренд — временной фактор, который характеризует основную тенденцию изменения показателей — учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования — тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования — метод пробных покупок, повторных покупок).

Предмет микроэкономики
Спрос и предложение
Спрос и предложение. Факторы влияющие на спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Кривая спроса, её построение, сдвиг и изменение
Кривая предложения, её построение, сдвиг и изменение
Спрос, его понятие и формирование. Виды спроса
Индивидуальный и рыночный спрос. Спрос производства и потребительский спрос Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластичности
Перекрестная эластичность спроса по ценеПарадокс Гиффена и товары ГиффенаФункция спроса Функциональный и нефункциональный спрос. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена
Прогнозирование спроса
Кардиналистская теория полезности
Рыночное равновесие
Конкуренция и рыночная структура