www.Grandars.ru » Экономическая теория » Микроэкономика »

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества и недостатки хозяйственного механизма рыночного типа

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Экономическая наука рассматривает два полярных друг другу способа координации деятельности людей в повседневной хозяйственной жизни.

Первый - иерархический, его функционирование находится в основании командно-административной системы хозяйства, по которому работает и фирма (предприятие).

Второй - спонтанный (стихийный). Он реализован в рыночной системе хозяйства. Информация, необходимая производителям и потребителям, передастся в ней путем ценовых сигналов. Кроме данного обстоятельства, к основным чертам рыночной системы хозяйства относятся:

  • многообразие и равноправие форм собственности на средства производства, включая частную;
  • максимальная экономическая самостоятельность субъектов хозяйствования, которая законодательно гарантированна и реально осуществима;
  • полная экономическая ответственность субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности. На рынке действуют собственники, которые рискуют своим имуществом, стремятся к приумножению собственности и одновременно приумножают богатство общества;
  • добровольность рыночных сделок, установления рыночных отношений. Все сделки заключаются на взаимовыгодной основе. За счет добровольных сделок выигрывают обе стороны, извлекая при этом свои прибыль и полезность, руководствуясь собственным интересом;
  • конкуренция участников рынка как главный двигатель экономического и научно-технического развития;
  • свобода ценообразования в соответствии с требованиями закона стоимости и спросом-предложеннем;
  • открытость экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей.

Ядром рыночной системы является рыночный механизм, взаимодействие элементов которого было рассмотрено выше. Существует масса свидетельств тому, что это самый эффективный на сегодняшний день способ регулирования экономических процессов.

Преимущества

К преимуществам рыночного механизма относятся:

  • более эффективное распределение ограниченных ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, необходимых обществу;
  • возможность функционирования при наличии весьма ограниченной информации — данных о цене и об издержках производства;
  • гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
  • оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, поскольку стремление к получению высокой прибыли заставляет предпринимателей (товаропроизводителей) идти на риск, предметно заниматься вопросами внедрения технических новшеств в производство;
  • способность давать потребителям и производителям свободу выбора и действий в принятии решения;
  • возможность обеспечивать удовлетворение самых разнообразных потребностей населения товарами и услугами самого высокого качества.

Недостатки

При всех своих достоинствах рыночный механизм имеет и серьезные недостатки. Он не способен автоматически, самостоятельно решать крупные социально-экономические проблемы. Среди них:

  • обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;
  • то обстоятельство, что экономика, регулируемая рыночным механизмом, подвержена нестабильному развитию, в ней присутствуют рецессионные и инфляционные процессы:
  • невозможность осуществления стратегических прорывов в области фундаментальной науки;
  • отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, решения экологических проблем;
  • тот факт, что обеспечение надежной и эффективной обороноспособности страны превращается в сложную проблему.

Эти обстоятельства обусловливают особую роль государства в рамках рыночной системы хозяйства. Следует заметить, что в процессе эволюции рыночной системы хозяйства менялись и взгляды представителей экономической мысли на роль государства в экономике. В разные исторические этапы по этому поводу доминировали две основные концепции.

Первая — классическая модель, которая была разработана еше представителями английской классической политической экономии. Модель исходит из условий рынка совершенной конкуренции. Предполагает автоматическое регулирование экономики с помощью механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения. Все кризисные проблемы разрешаются в итоге действием механизма цен. Поэтому роль государства в экономике должна быть минимальной. Она сводится к физической защите граждан, охране собственности, организации денежного обращения. Такая роль государства получила образное определение: «Государство — ночной сторож». Лозунг классиков: «Пусть все идет так. как идет» оставался основным в мировой экономической теории и практике до начала XX в.

Вторая модель - кеинсианская. Она носит имя английского экономиста Дж. М. Кейнса, который разработал ее в первой трети XX в. Данная модель исходит из условий рынка несовершенной конкуренции и отсутствия автоматического механизма выхода экономики из положения, при котором наблюдаются высокая безработица и кризис перепроизводства. Вследствие этого активное вмешательство государства в работу рыночного механизма признается жизненной необходимостью. Считается, что государство призвано регулировать объемы наиионатьного производства и уровень занятости в стране.

Практическая деятельность государства, основанная на применении теории Кейнса, получила название политики активизма, а сама концепция стала именоваться кейнсианством. Она доминировала в рыночной теории и практике до начала 80-х гг. XX в.

Несовершенства рынка

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создаст их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционные заболевания. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство бесплатных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.