Парадокс Гиффена

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Но в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены — к повышению спроса на товар.

Таким образом, практически единственным исключением из закона спроса является парадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в) объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид.

Существуют также "мнимые" исключения из закона спроса, когда неискушенный исследователь рынка путает происходящие изменения в спросе с изменениями величины спроса. Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между ценой и объемами спроса:

  • при так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей;
  • когда цена является признаком качества для потребителя;
  • когда цена служит мерилом престижности товара.

Для всех этих случаев происходит смещение кривой спроса вправо при росте цен, и следовательно, общий закон спроса сохраняет свое значение.

Эффект Гиффена наблюдается редко в промышленно развитых странах, а товары, на которых он проявляется носят название товары Гиффена.

Товар гиффена — низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов). Эффект дохода в случае с товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательнопри снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается (высвобождаются дополнительные денежные средства на покупку других товаров, обладающих уже лучшими характеристиками), а при повышении цены — увеличивается.

Следует заметить, что некоторые экономисты подвергают сомнению факт существования товара Гиффена. Например, Дж. Стиглер считает, что эффект Гиффена вошел в историю с легкой руки А. Маршалла, который приписывал Р. Гиффену описание этого эффекта. По мнению Дж. Стиглера, есть серьезное основание полагать, что сам Р.Гиффен этого явления не наблюдал. Но тем не менее эффект Гиффена и по сей день описывается в любом западном учебнике по экономике.


Предмет микроэкономики
Спрос и предложение
Спрос и предложение. Факторы влияющие на спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Кривая спроса, её построение, сдвиг и изменение
Кривая предложения, её построение, сдвиг и изменение
Спрос, его понятие и формирование. Виды спроса
Индивидуальный и рыночный спрос. Спрос производства и потребительский спрос Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластичности
Перекрестная эластичность спроса по ценеПарадокс Гиффена и товары ГиффенаФункция спроса Функциональный и нефункциональный спрос. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена
Прогнозирование спроса
Кардиналистская теория полезности
Рыночное равновесие
Конкуренция и рыночная структура